Славную страницу вписал в историю украинской литературы выдающийся
писатель Г. Ф. Квітка-Основ’яненко, по праву заслужив признание потомков.
Правдивый показ отдельных сторон тогдашней действительности, народный юмор, мастерское
использование богатств народно-песенного творчества - все это обеспечило его
произведениям широкую популярность и долговечность, с большим успехом и до сих пор
проходят спектакли «Шельменко-денщик», «Сватовство на Гончаровке» в театрах
нашей страны и за рубежом.
Знание жизни, увлекательная манера повествования, юмористическое окраску делали
прозаические произведения Квитки-Основ’яненко понятными всем; украинская проза как
самостоятельный жанр не существовала, к тому же писателю пришлось идти неторованими
тропками. В основе языка Квитки-Основ’яненко лежат интересные говоры Слободской
Украины.
В повести «Конотопская ведьма», юмористически изображая быт и
управление казацкой старшины XVIII ст., писатель корит паразитизм, духовное
обнищание старшины. В произведении подаются реальные и фантастические факты, сюжет
создан на материале живой действительности, сказочной фантастики, верований в нечистую
силу, ведьм.
Самодурство, взяточничество, жестокость свойственны конотопском сотнику
Забрьосі и писцу Пістрякові, которые пользуются неограниченной властью, оказывают
насилие над населением. Ленивый Забрьоха без Пістряка-п’яниці «ни рюмки водки, ни ложки борща в рот не
преподнесет; как Пистряк Ригорович сказал, так оно и будет...» Разве не самый высокий доказательство
«сообразительности» писаря его знаменитая хворостина!
Пистряк настоящий мошенник, коварный, лестивий во взаимоотношениях с другими, умеет
использовать свое служебное положение. И чего хорошего можно ждать от
беспробудного пьяницы? А к тому же именно он учинил расправу над ни в чем не
виновными женщинами, чтобы обнаружить ведьму.
Ища собственной выгоды, Забрьоха способен на любое преступление, входит в
сговор с ведьмой, готов уморить голодом весь Конотоп, зажечь его «с
четырех концов». А казаков сотник заставляет вместо службы обрабатывать его землю,
постепенно превращает их в своих крепостных.
Как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, события в
«Конотопской ведьме» переплетаются с фантастикой, мистикой. Чего только не
производила Мотря Зубиха! Именно таким было в народе представление о ведьме, об этом
можно прочитать во многих легендах, даже отношение к ведьмы после смерти
было традиционным: «...зарыли ниц в яму, прибили осиновым колом и сверху ее
заклітили, чтобы не прыгнула».
«Конотопская ведьма» направлена своим просветительским острием против
невежества, чрезмерной суеверности, бездуховного существования провинциального
панства.