Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей
Конкурс на лучшую творческую работу 2010 года

Автор: Елена Акульшина

Сочетание реального и фантастического в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма»

Славную страницу вписал в историю украинской литературы выдающийся писатель Г. Ф. Квітка-Основяненко, по праву заслужив признание потомков. Правдивый показ отдельных сторон тогдашней действительности, народный юмор, мастерское использование богатств народно-песенного творчества - все это обеспечило его произведениям широкую популярность и долговечность, с большим успехом и до сих пор проходят спектакли «Шельменко-денщик», «Сватовство на Гончаровке» в театрах нашей страны и за рубежом.

Знание жизни, увлекательная манера повествования, юмористическое окраску делали прозаические произведения Квитки-Основяненко понятными всем; украинская проза как самостоятельный жанр не существовала, к тому же писателю пришлось идти неторованими тропками. В основе языка Квитки-Основяненко лежат интересные говоры Слободской Украины.

В повести «Конотопская ведьма», юмористически изображая быт и управление казацкой старшины XVIII ст., писатель корит паразитизм, духовное обнищание старшины. В произведении подаются реальные и фантастические факты, сюжет создан на материале живой действительности, сказочной фантастики, верований в нечистую силу, ведьм.

Самодурство, взяточничество, жестокость свойственны конотопском сотнику Забрьосі и писцу Пістрякові, которые пользуются неограниченной властью, оказывают насилие над населением. Ленивый Забрьоха без Пістряка-пяниці «ни рюмки водки, ни ложки борща в рот не преподнесет; как Пистряк Ригорович сказал, так оно и будет...» Разве не самый высокий доказательство «сообразительности» писаря его знаменитая хворостина!

Пистряк настоящий мошенник, коварный, лестивий во взаимоотношениях с другими, умеет использовать свое служебное положение. И чего хорошего можно ждать от беспробудного пьяницы? А к тому же именно он учинил расправу над ни в чем не виновными женщинами, чтобы обнаружить ведьму.

Ища собственной выгоды, Забрьоха способен на любое преступление, входит в сговор с ведьмой, готов уморить голодом весь Конотоп, зажечь его «с четырех концов». А казаков сотник заставляет вместо службы обрабатывать его землю, постепенно превращает их в своих крепостных.

Как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, события в «Конотопской ведьме» переплетаются с фантастикой, мистикой. Чего только не производила Мотря Зубиха! Именно таким было в народе представление о ведьме, об этом можно прочитать во многих легендах, даже отношение к ведьмы после смерти было традиционным: «...зарыли ниц в яму, прибили осиновым колом и сверху ее заклітили, чтобы не прыгнула».

«Конотопская ведьма» направлена своим просветительским острием против невежества, чрезмерной суеверности, бездуховного существования провинциального панства.