Душа, по религиозным убеждениям, не может быть мертвой: она вселяется
в тело, которое должно родиться, и покидает его в момент физической смерти. А тут еще
и множество - множество, поэтому название поэмы пришлось завуалировать, поставвши впереди
«Похождения Чичикова, или...», а дальше шли уже «Мертвые души». Автора не остановило
даже то, что его могли обвинить в кощунстве, что в те времена грозило
Соловками...
Есть еще одно значение слова «душа». В те времена помещик должен был платить налог на
крестьян, принадлежавших ему, то есть души. Проводились ревизии, и к следующей
давно умерший считался живым, а рожденный официально не существовал. Вот именно на
этом и ґрунтувалась афера
Чичикова. За умерших крестьян помещик вносил подати и был не против избавиться от
лишних расходов (вспомним жалобы Коробочки). Мертвые, но официально живые ревізькі
души можно было заложить в опекунском совете и под них бесплатно получить землю в
Херсонской губернии. Догадавшись об этом, Чичиков отправляется к губерний, которыми
прокатилась эпидемия, например, холеры, и выполняет там свои купчие крепости.
Самое интересное, что по закону Чичикова нет за что судить, официально живые крестьяне
официально приобретенные им «на выход».
Было бы очень легко согласиться с мнением о том, что именно судьбы крестьян дали
название поэме, если бы не то, что Павел Иванович с одним из них не встречался,
поскольку они умерли еще до его приезда в город N. Приходится вернуться к мысли, что речь пойдет
о живых, души которых, вопреки воле Бога, умерли. Вот среди них и происходят
похождения Чичикова, именно они продают ему живых и мертвых, именно они
обладают умершими, живыми и еще не родившимися
душами.
Так вот, по моему мнению, смысл заголовка в том, что дворянская верхушка России и
есть те самые «мертвые души», которые приняли законы, что сделали живых людей, живые
души вроде мервими, а мертвых - вроде
живыми.