Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Эпос (греч. epos - слово, рассказ) - многозначный термин, который означает по литературной традиции повествовательную поэзию, зародившуюся в глубокой древности как форму изображения героических поступков определенного персонажа, важных событий и т.д. ("Илиада" и "Одиссея" Гомера, исландские саги, украинские думы и т.д.). Постепенно вырабатываются прозаические формы Е., занимая важное место в художественной литературе, появляются эпические жанры, предстают их разновидности. Е., відмежовуючись от других литературных родов (лирики и драмы), производит собственную образную систему языковых средств, стремится воссоздать окружающей его объективной сущности, в объективном течении событий, сюжетном их развития, как будто вне вмешательством . автора. Лишь в начале XX в. такая тенденция нарушается мощной ліризацією Е., что обуславливает появление стихов в прозе и т.п. Как правило, изображения в Э. ведется от реального или условного наратора (рассказчика), реже свидетеля или участника событий. Е. пользуется разнообразными средствами изложения: рассказ, повествование, диалог, монолог, авторские отступления. В нем имеется авторское речи и речи персонажей, в отличие от драмы, где применяется один способ изложения - диалог или монолог. Повествование или рассказ ведется преимущественно в прошедшем времени, иногда - в настоящем, изредка - в будущем от третьего лица (рассказчик) или первой (рассказчик). Речь Е. - зображально-пластическая, описательная, в отличие от лирики, где царит эмоционально-экспрессивная виражальна стихия. Е. имеет свою систему жанров, разных по происхождению и смысловому значению в разные исторические эпохи. В античную эпоху и в период средневековья крупные эпические формы составлялись путем объединения отдельных сюжетов, эпизодов и т.п. вокруг центрального героя: так возникли повесть и роман. Уже в древней литературе прозаические категории (сказка, новелла, притча, повесть, роман) отличались от стиховых категорий Е. (басня, идиллия, поэма). Последние распространились в эпоху классицизма и романтизма ("Дон Жуан" Дж.Байрона, "Евгений Онегин" А.пушкина, "Пан Тадеуш" А.мицкевича, "Гайдамаки" Т.шевченко и др.). Историческое развитие Э. обусловил . возникновение трех структурных жанровых форм - малой (анекдот, басня, притча, сказка, легенда, новелла, рассказ), средней (поэма, повесть), большой (роман, эпопея). Они различаются масштабом изображаемого события, что вызывает степень сложности сюжета, разнообразием тематики, особенностью группировки персонажей. В основе сюжета малой формы Е. закладывается один эпизод, средней - несколько, сложной - многоплановое действие как история жизни и характера определенной эпохи. Большая форма Э. подверглась определенной корректировке в прозе XX в. Так, в романе Дж. Джойса "Улисс" изображаемые события разворачиваются в течение одного дня. В современной постмодернистской литературе пересматриваются канонические особенности Е., растет отстраненное толкование событий, центр тяжести переносится на раскрытие внутреннего мира рассказчика, словно "слитого" а персонажем, наблюдается смещение часо-пространственных плоскостей, деформируется сюжет и т.п. Как отмечал представитель литературы абсурда С.Беккет, "литература все больше становится антилітературою, лишенной сказания". Эпические произведения еще называют "епікою".