Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Проблема нравственного долга в произведении «И мертвым, и живым...» Т. Шевченко

Есть имена в нашей литературе, которые впитали в себя живую душу народа, стали частью его жизни. Таким именем для нас, украинцев, стало имя Тараса Григорьевича Шевченко, чья поэзия вот уже почти 150 лет вызывает у людей чувство восхищения своей красотой, своей силой и народной мудростью.

Шевченко Т. Г. пришел в литературу тогда, когда чаша народного терпения переполнилась до краев. Неорганизованный народный протест, не выявлен до конца народный гнев собирался над российской империей как грандиозная туча, надвигалась, наливаясь свинцом. Кругом все тихо,

Од молдаванина до финна

На всех языках все молчит,

Ибо благоденствует.

И вдруг взрыв...

Взрыв поэзии Шевченко... Прямой, откровенный, нередко сатирический. Среди произведений поэта особое внимание привлекает лирическое произведение «И мертвым,и живым...», написанный в декабре 1845 года. О идейное содержание произведения, его идейную направленность послания и до сих пор есть разные мнения.

Основной пафос - моральный долг человека перед своим народом, обличения крепостничества и либерализма. На это указывал и эпиграф, взятый из Библии: «А еще кто речет, яко люблю бога, а брата своего ненавидит, ложь есть». Данный эпиграф, правда, способствует различным суждениям. Когда бога здесь понимать как высшую справедливость, правду, то смысл эпиграфа заключается в несовместимости либерализма и эксплуатации. Заступ в послание направленное против крепостников: Оглохли, не слышат; Кандалами меняются, Правдой торгуют... Людей запрягают В тяжелые ига.

Шевченко был реалистом и хорошим знатоком народной жизни. Он разбирался в том, что в 40-х - 50-х годах демократы и либералы в освободительном движении еще не розмежувалися. Поэтому вполне естественным является обращение Тараса Григорьевича к просвещенной дворянской интеллигенции полюбить «большую руину» - Украину. Почему Шевченко не обращался в своем послании к разночинной интеллигенции? Да потому, Что она еще только - только зарождалась.

Обращаясь к представителям дворянства и помещиков, поэт хочет пробудить их совесть: выражает надежду, Что только они, образованные люди своего времени, помогут Покріпаченому крестьянству, которое осталось затурканим, Неграмотным, запуганным и способным лишь на стихийный протест.

Призыв «Розком, братайтеся!» тоже, по моему мнению, обращенный к прогрессивной интеллигенции. «Розком», думаю, означает освобождение от монархических взглядов, а в слове «братайтеся» был призыв приблизиться к широких народных масс, крестьянства.

Дворянская просвещенная интеллигенция имела, как думал Шевченко, отказавшись традиционных взглядов, выработать новое мировоззрение, свои философские и социально-политические взгляды. Это был ее долг перед народом. Широкое изучение в дворянских семьях иностранных языков, путешествия за границу - все это способствовало этажном усвоению модных философских, политических вопросов:

В чужом краю

Не ищите, не спрашивайте

Того, что нет

И на небе, а не только

На чужом поле.

По мнению поэта, любые идеи должны вытекать из конкретных социально-политических обстоятельств. Поэтому и подвергает критике украинских либералов, которые:

...шкуру драли

Из братьев незрячих.

Поэт раскрывает перед либералами картину крестьянской революции, которая может стать реальностью, если господа - либералы не пересмотрят своих позиций:

Схаменіться, будьте люди,

Ибо беда вам будет. ,

В послании поэт выступает также против космополитизма. Развенчивая космополитизм, он разоблачает пренебрежительное, поверхностное, модное «славянофильство». Поэт доказывает, что настоящая образованность, уважение и любовь к культуре других народов возможны только тогда, когда человек остается на родной почве, уважает, знает культуру, язык своего народа. Он разоблачает чрезмерное националистическое захвата, идеализацию истории Украины и закладывает основу новой концепции истории Украины,

Заканчивается послание критикой украинских помещиков:

Доборолась Украина

До самого края.

Хуже ляха свои дети

ее распинают.

Это разоблачение сочетается с призывом не сторониться родного народа, его языка:

Учитесь, читайте,

И чужому научайтесь,

И своего не сторонитесь.

Идеи послания были прогрессивными, их выдвигали ріалі писатели и ученые. Ценность, воспитательное значение Его в том, что писатель был склонен к мысли: не все иностранное следует принимать в каждом отдельном случае надо руководствоваться интересами самобытного национального развития.