Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Фигура украинского мыслителя XVII века в поэме И. Франко «Иван Вишенский»

В мировоззрении И. Вышенского боролись взгляды

религиозно-аскетические и жизненные, церковные и народные,

традиционные и современные.

П. Попов . Франко вошел в историю украинской литературы как гениальный поэт, беллетрист, драматург, историк, экономист, общественный деятель. Он своим творчеством и многогранной литературной и общественной деятельностью создал целую эпоху в истории украинской литературы. И везде, всегда и во всем был оригинален и неповторим.

Особого проявления приобрела его оригинальность в поэмах, в частности таких, как «Похороны» и «Иван Вишенский».

«Иван Вышенский» - философское произведение на историческую тему о выдающегося писателя, мыслителя и общественного деятеля XVII века. Его биография скупа, никто даже даты рождения и смерти достоверно назвать не может. В молодые годы Вышинский вел жизнь, полную «пылких человеческих страстей». И, по предположению И. Франка, в его жизни случилась, пожалуй, необычная фигура, которая так повлияла на него, что он стал монахом. Все в возрасте 30-35 лет он ушел на Афон, который с того времени стал местом его проживания. Только один раз пришел на Украину, хоть стремление жить среди народа своей Родины и быть полезным ей не покидало аскета-мыслителя до глубокой старости. Там, на Афоне, он придерживался строгого режима, пришел все стадии аскета. Впоследствии стал монастырским полімушником, позже - монахом. Принадлежал к наиболее аскетической группы монахов, был затворником, жил в определенной изоляции от окружающих людей.

Фигура мыслителя, его мировоззрение лучше всего раскрываются в его творческой деятельности. По мнению И. Франка, он был самым прогрессивным, близким к народу литератором. Однако его фигура сколь величественна, столь и противоречивая. Иван Вышенский обнаружил себя философом, был убежден в том, что в мире идет неусыпное, напряженная борьба между добром и злом. Вся природа, красота, человеческое тело является порождением и собственностью злого Духа. Духовное начало находится в разной противоречия с материальными дьявольскими соблазнами.

Передовой человек своего времени, Вышенский любит украинский народ, проявляет готовность отстаивать его жизненные интересы, провозглашает идею социального равенства, мечтает о том времени, когда не будет бедных и богатых, осуждает угнетательской политики польско-шляхетского государства. С другой стороны, не указывает пути борьбы с социальной несправедливостью. Спорным, по мнению автора поэмы, является и тот факт, что мыслитель вместо того, чтобы принимать участие в идейно-политической борьбе на Родине, выбрал себе роль «добровольного изгнанника», «затворника-афоніта», обрек себя на «одиночество, физические и моральные муки».

В своих произведениях (существует мнение, что Вышинский начал творческую деятельность на Афоне) писатель развенчивает католическую церковь, одним из первых в украинской полемической литературе провозглашает тезис о «папу-антихриста», называет его деспотом, подвергает критике рассуждения католиков о чистилище, критически отзывается об украинских господ, которые не защищают национально-религиозные права народа. Наибольшей силы гнев Вышенского вступает в обличении духовенства. Развивая демократические идеалы, писатель становится на защиту православных монахов, но критика католической церкви не была до конца последовательной. Он не смог раскрыть корни католического вероисповедания. Отсталыми взгляды Ивана Вышенского на образование.

Однако, несмотря на определенные противоречия в мировоззрении и взглядах, И. Вышенский является для нас ценным и симпатичным» и всегда будет иметь место в нашей литературе.