11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Украинский князь бьет челом родной Украине Евгений Маланюк)
Евгений Маланюк (1897-1968) - один из самых одаренных и самих интеллектуальных художников украинской эмиграции и новейшей отечественной литературы в целом. Происходил из старого казацкого рода, получил неплохую разностороннее образование. В лихие 10-е был сначала поручиком царской армии, потом - старшиной армии Украинской национальной Рады (УНР).
После падения УНР 1920-го с тысячами таких, как сам, отправился в эмиграцию. В лагере для интернированных основал литературный журнал «Радуга». В Чехос-ловаччинні окончил гидротехнический отдел Украинской хозяйственной академии. Волны Второй мировой войны занесли его в Америку. До самой смерти он прожил в Нью-Йорке, работая в инженерном бюро.
Отношение поэта к Украине было очень сложным и неоднозначным. Оно проникло как художественную, так и публицистическое наследие поэта. Глубокой теоретической работой является статья «Малороссийство», опубликованная в 1959 году в Нью-Йорке. Маланюк рассматривает «Малороссийство» как типичное понятие, относя его не только к украинцам: «Вспомним еще недавно памятный нам тип, например, австрийца, который, без особых препятствий, мог быть одновременно чехом или хорватом, поляком или русином-украинцем». С его точки зрения «малороссиянин» - заурядный тип имперской человека, лишенного своей национальности. Причем проблема заключается не в систематическом уничтожении украинской культуры Россией, а в «национальной капитуляции», признании своей вторичности и «неполноты» своего народа и культуры.
В украинской истории «Малороссийство» проявляется в безволии, хитливості, нерешительности, нежелании творить собственную историю. Именно в этом Маланюк видит причину поражения Центральной Рады 1918 года.
В «малороссиян» отсутствует историческая память. Они не хотят прислушиваться к урокам прошлого. И именно в нашей истории Маланюк находит лекарство от этой болезни. «Малороссийство» он противопоставляет «мазепинство»: опоры, на примере гетмана Ивана Мазепы, на собственные силы, церковь, культуру. Важнейшим этапом преодоления этой болезни Украиной он считает обретение государственности, независимости нашего края.
В Маланюковій поэзии в отношении к Украине тесно переплелись любовь и ненависть. Эта тема развивалась в течение трех периодов. в 1923 году он еще полон надежд на революционное освобождение своей Родины:
Неистовым криком крови
Роздерлися твои уста:
сурмиш в рупор пурпурный,
Беременная бурями восстаний!
С невменяемого Синая
Ты ураганом голосов -
Гукаєш, зовешь, проклинаешь
В своей розіп'ятій красе.
(«Неистовым криком - крови»)
Однако укрепление в Украине большевистской власти вызывает неожиданную реакцию поэта:
Лежишь, окровавленная и скована,
Словно лебедь в лютім плену.
Какая же страшная твоя епитимья!
Которые глухие, жестокие дни!
Но от сочувствия он переходит к гневных обвинений:
Нет, Ты не мать! Шал любовницы
В черном пламени косы,
В лице пленницы степной
хмель половецкой красоты.
И Маланюк наконец приходит в себя:
Прости, что я не сын, не сын Тебе еще,
Ибо Ты - не мать, пленница степная!
Из твоих степей летят птицы зловещие
А я творю пренебрежительные слова.
(«Псалмы степи»)
Так он, отмечая нежелание украинцев защищать родную землю до последнего вздоха, признает и свою вину, что он не сделал всего, что зависело от него, для этого дела.
Такая противоречивость гнева и страстной любви проходит через всю поетову творчество. Только в 1941 году он выражает надежду на падение большевистской государственной машины и освобождение отчизны («Мы возвращаемся всп'ять»). В послевоенное время тема Украины перестает быть главной в его произведениях.
Привлекает внимание то, что Маланюк, неудержимый в своей любви и ненависти, в то же время подвергает глубокому анализу состояние украинской государственности и национального сознания. Он постоянно обращался к истории Украины в поисках ложного поворота, который привел к существующему положению дел. Признавая неисчерпаемость нашего духа («Невичерпальність»), он ищет ошибки то в поражении Карла i в Полтавской битве («Полтава»), то в угасании влияния на славян более цивилизованных и энергичных варяжских племен («Варяжская весна»). Главный вывод его экскурсов в прошлое в том, что любовь к родине проявляется не в сладких песнях под кобзу в вишневом саду, а в осмысленных, конкретных действиях в водовороте современной жизни. Таким образом, Маланюк - поэт глубокой мысли и волевого напряжения. Он враг лирической расслабленности. Поэзия, по его мнению, должна быть наполнена волей к победе. Только такая поэзия может формировать активную, деловую человека. А нынешняя Украина именно такого человека и нуждается.
|
|