11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Василий Барка
Роман В. Барки «Желтый князь» - книга памяти жертвам голодомора
В 1932-1933 pp. Василий Барка сам был жертвой голодомора. Второй раз он пережил муки голода в небольшой комнате негритянского квартала Нью-Йорка, где мог себе позволить «одну банку рыбы» и миску дешевого риса на два дня. Тогда и возникли воспоминания о голодоморе в Украине, прошлое начало всплывать перед его душевным взором. Упорно и тяжело Барка работал над романом в течение двух лет (1958-1959), и из-под его пера появился сочинение-размышление о тоталитарную систему, которая пыталась навсегда уничтожить вільнолюбну душу крестьянина-украинца, его веру в Бога, самоотверженную любовь к труду на земле. Большевики стремились превратить земледельца в бездушное животное, одбиратиме последний кусок хлеба у собственных детей. Искусственный голод - это жесточайшее преступление сталинизма против украинцев, которые не хотели объединяться в колхозы, нести свое добро в общей кладовой. Приближение катастрофы испытывали даже самые преданные большевики. Венгерский писатель-коммунист Мате Залка, побывав летом 1932 г. в Украине, сделал в дневнике такую запись: «Украина, несмотря на нормальный урожай, обречена на голод... Это - трагедия». Именно в это время на полях ночью стали появляться женщины, которые ножницами срезали колосья, чтобы как-то накормить голодных детей. их ловили и приговаривали к расстрелу или к лишению свободы сроком не менее 10 лет с конфискацией имущества. Современники назвали этот закон «законом о пяти колосках». Доведенные до отчаяния крестьяне ели собак, кошек, крыс, листья и кору деревьев. Встречались случаи каннибализма. Села опустели. Живых не было сил хоронить мертвых. Во многих населенных пунктах над сельсоветами вывешивали черные знамена: это означало, что живых жителей уже здесь нет. А в это время на соседних элеваторах под охраной находились тысячи пудов зерна, что было предназначено к вывозу.
Крестьяне покидали свои дома и пытались попасть в города. Но на дорогах стояли милицейские кордоны. Матери бросали своих детей у государственных учреждений, больниц, чтобы хоть таким образом спасти их от голодной смерти, ведь этих оставленных детей добрые люди могли подобрать и отправить в интернаты.
Василий Барка ездил в те годы к брату на Полтавщину и видел там страшные картины голода. Роман «Желтый князь» стал книгой памяти жертвам голодомора, правдивым отражением реальных событий.
Голод царил на всей Украине. Черной тенью он входил в села Кленотичі, в семью Мирона Даниловича Катранника. Он разрушал светлые надежды, привычный крестьянский быт, отбирал радость.
Ясного воскресного утра до Кленоточів прибывает Григорий Отроходін, который доводит до крестьян постановление правительства о немедленной сдаче хлеба государству. И вот уже идут из дома в дом комсомольцы, вытряхивая не только хлеб, а и все съедобное. Далее писатель разворачивает перед нами картины голодных мук, поисков на зимних полях хоть какой-то еды, самоубийства, людоедства. Эти картины-истории мы видим глазами героев произведения.
Мирон Катранник в поисках хлеба отправляется на Воронежчину, и его вместе с другими несчастными выбрасывают из поезда в пропасть. Голодные люди собрались возле мельницы, чтобы разжиться мукой, а милиционеры нещадно бьют их по чем попадут.
Старый Ґонтар был свидетелем расстрела крестьянских семей, сам вернулся домой раненый, а на утро умер.
И таких ужасных историй в романе множество. Каждая строка произведения наполнен болью, криком кричит о страшном горе, которое разливалось по Украине в те далекие годы, напоминает нам, что надо быть бдительными, чтобы такое кошмар никогда не повторился.
|
|