Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



12 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ДРАЧ
Человек и солнце в творчестве И. Драча

Почему болит душа? Почему она боляща?

Почему она тяжелая? Почему все тяжелее ее тяжелее?

И. Драч



У каждого писателя свой путь к признанию. Но только тот достигает вершин, кто всегда сам в себе, кто всегда - неповторимость.

В таких фигур в украинской литературе можно отнести Ивана Драча, одного из представителей той плеяды, которая вошла в историю под именем «шестидесятники».

По мнению Б. Олейника. Иван Драч всегда заряжен на поиск», он постоянно находится на пути, который обязательно приведет к достижению цели. Принципиальный, острый на слово, поэт с самого начала литературной деятельности не умел сохранять «правила хорошего тона» в поединке со злом, никогда не уступал своим миропониманием, всегда был и есть верным себе. И та импульсивность, стремительность в его характере существует параллельно с добротой, которая предполагает терпимость и рассудительность.

И поэтому закономерно то, что 60-е годы, когда в поэзию влилась целая когорта ярких дарований, своей переломной энергией наиболее соответствовали таланту Ивана Драча.

Украинской литературе повезло, что она запопала себе именно такого, ни на кого не похожего поэта.

Ивана Драча порой читать трудно. Иногда и совсем не понимаешь, что хочет сказать поэт. Не все новации его, как отмечает критика, воспринимаются как позитивные. А это в свою очередь подтверждает формулу: оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кого нельзя подражать.

Поэт Драч - автор произведений разных жанров. И какую бы тему он не нарушал, она всегда набирала гражданского звучания. Возьмем для примера его поэму «Вера, Надежда и первая моя любовь», которая вошла в сборник «Тележинцы». Из всех книг поэта она самая теплая, потому - исповедальная. В ней Иван Драч выражает искреннюю благодарность отцу-матери, родной земле и людям, живущим на ней, за то, что они (все вместе!) научили его самому дорогому - жить по совести и не забывать своего гнезда. Так и хочется эпиграфом к этой поэмы взять бессмертные слова Симоненко:

Все на свете можно выбирать, сын...

Выбрать нельзя только Родину.

Иван Драч в своих произведениях превозносит человека-творца. Человек и Солнце в него на равных. Более того, Солнце - сквозной образ всей поэтического творчества. В 1978 году поэт издал сборник под названием «Солнце и слово», а новая оригинальная книга, выпущенная того же года, получила название «Солнечный феникс». Автор этих книг В довженківському понимании говорит об особенностях современной жизни, что всегда на пути из прошлого в будущее. Современность, говорит поэт, питается плодотворными соками прошлого и имеет в себе зародыши будущего.

Именно так понимается в жизни главный герой поэмы «Чем в солнце». Он предан народу, Родине. На самоотверженную борьбу за справедливость его вдохновляют образы правдолюбцев прошлого, он идет на смерть во имя будущего не только родного края, а всей планеты. Лирический герой - человек-гражданин, который живет радостями и болями вселенной в их конкретных проявлениях.

Сочинение «Чем в солнце» небольшой по своему размеру, но глубокий по идейным направлением. Основная идея произведения достаточно актуальна выступление против использования природных сил и достижений науки для уничтожения людей, для разрушения и смерти. И сегодня она звучит, возможно, еще современнее, чем в 60-е годы, когда писалась поэма, ибо человечество пережило страшную трагедию, имя которой «Чернобыльская». Следует отметить, что Драч один из первых литераторов мира, кто сказал свое слово о влиянии научных открытий на жизнь планеты. В его понимании наука не может существовать ради науки, она должна способствовать повышению жизненного уровня, а не самоуничтожению. Появление образа Солнца в поэме И. Драч объяснил так: «Солнце - это воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к нежности, к справедливости. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих взглядов, обращенных в небо, ведь человек привык смотреть в небо, если она не животное».

Соответственно, Солнце в поэме "Чем в солнце» - не только небесное светило, не только источник нашей галактики.

Скорее это морально-этическая категория. Возможно, символ идеала, тех светлых начал, которыми природа наделяет каждого человека. А если это так, то к его высочества должен стремиться каждый, кому Всевышний подарил жизнь на земле, потому что именно такое стремление даст право сказать: «Я - человек».

Драч в поэме утверждает, что у каждого человека должно быть свое солнце, своя заветная мечта, в вечном движении к которой мы очищаемся от всего порочного и начинаем понимать свою ответственность за свою планету. Освободившись от досадного, мы становимся выше и красивее.

Особое звучание в поэме приобретает мотив разрушения. Со времени ее написания прошло уже два десятилетия. За это время люди совершили много открытий в науке, технике, которые, с одной стороны, улучшают благосостояние, а с другой - совершенствуют ту страшное оружие, которое может уничтожить жизнь на земле. И те ужасы, что в некоторой степени в 1978 году трактовались как гиперболы, сегодня становятся жестокой реальностью, особенно после аварии на четвертом реакторе Чернобыльской атомной электростанции. Видимо, тривожнішого звона, чем в поэме И. Драча, которая зовет к бдительности, не прозвучало ни в одной из литератур.

Драче присуще восприятие явлений жизни в их высочайшем напряжении, потому что он всегда стремится к тому, чтобы познать все, дойти умом и сердцем до «дна росы» и до самых глубоких загадок кибернетики это свое жизненное кредо автор сформулировал в небольшой поэме «Жажда»:

Это жажда человечности, и красоты, и возможности,

Я ею полон. Меня печет каждый день

Страстная жажда счастья для человека.

Тревоги человечества - это мои тревоги.

Поэт ощущал еще в те годы тревогу, которую таил в себе атомный век. Поэтому и стремился к планетарного, космического возвеличивание человека, который, имея общественное сознание, встанет на защиту Земли.