Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX века
Выводы

СОДЕРЖАНИЕ


В XVI-XVII вв. Украина оказывается в орбите тех общественно-исторических и художественно-эстетических процессов, которые были связаны с бурным развитием Западной Европы времен ее перехода от феодального средневековья к новому времени. С XVI в. начинается процесс постепенного сближения украинской литературы с новоєвропейською художественной системой и формирования ренессансно-культурной общности.

Со второй половины XVI в. все больше заявляет о себе светское начало, появляются светские жанры в изобразительном искусстве, архитектуре, книжной графике, происходит разграничение течение XVI-XVIII вв. синкретической письменности на отдельные функциональные области, составление новой, собственно уже литературной, жанрово-стилевой системы, постепенное становление новых художественных форм и задач словесного творчества, развивается индивидуальное начало. Отмирают средневековые эстетические представления, рождается новое мировоззрение (реабилитация земного чувственного мира), в котором на первое место выдвигается человек, ее самоценность бытия; в литературе постепенно утверждается живая народная речь. Все это подготовило условия для кристаллизации черт новой украинской литературы, начало которой датируется концом XVIII - началом XIX вв.

Комплекс художественных явлений украинской литературы первых десятилетий XIX в. имеет самостоятельное историко-литературное значение и одновременно содержит признаки переходного периода как в сфере общественно-исторических отношений, так и в области исторического развития искусства.

В искусстве и литературе это ознаменовалось переходом от универсальных художественных систем в конкретно-исторических, у которых открывается настоящая суть связей человеческой личности с развитием всего комплекса общественной жизни.

Процесс интенсивного роста объективно-познавательной стороны художественного творчества в украинской литературе первых десятилетий XIX в. (начало этому положено в просветительском реализме) означал вместе с тем рост оценочной и преобразовательной функций литературы. На первый план выдвигалось значение конкретного жизненного содержания в эстетическом идеале. Со сферы умозрительных норм эстетический идеал перемещается в реальную жизненную среду, приобретая конкретно-познавательных функций и постепенно становясь средством преобразования действительности по законам прекрасного. Будучи по своей природе неразрывно связанным с изображением человека, его поступков, чувств и стремлений, эстетический идеал в творчестве украинских писателей первых десятилетий XIX в. (в частности, И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, Г. Квитки-Основьяненко) ищет возможности своего воплощения в деятельности реальных общественных сил, за которыми будущее.

Украинские дворянские просветители в художественной практике объективно выходили за пределы интересов своего состояния и опирались на более широкую мировоззренческую основу, выражая в большей или меньшей степени закономерности национального общественного развития, интересы народных масс. Обращаясь к художественному исследованию жизни народа как реальной силы исторического развития, украинские писатели усваивали достижения народной эстетики, морали и этики как основного форманты идейно-худажнього содержания национальной культуры. В начале XIX в. одним из центров пропаганды просветительских идей и формирования нового общественного и художественного сознания в Украине становится Харьковский университет, сыгравший, в частности, большую роль в появлении журналистики («Харьковский Демокрит», «Украинский вестник», «Украинский журнал»). В материалах этих журналов заметно стремление связать загальнолітературний прогресс с историческими потребностями национального литературного развития. Всячески поощряя изучение истории Украины, обычаев, быта и художественной культуры украинского народа, воспитывая любовь к родному языку и литературе, харьковская периодика, объединявшей усилия украинской и российской художественной и научной интеллигенции первой четверти XIX в., укрепляла позиции украинской литературы в ее стремлении к самобытности и народности.

В связи с медленным развитием социально-экономической структуры и общественной мысли в Украине в конце XVIII - в первой четверти XIX в. просветительская идеология была воспринята преимущественно в ее руссоїстському виде, где живым воплощением разума выступает «природа», которая включает в себя и человека (собственно народные массы). «Природа» становится аргументом в критике и отрицании существующего феодального строя как явление, которое отклонилось от нормальных разумных начал.

Для украинской литературы этого времени характерно пе-ков политической оценки в морально-этический план, что было присуще просветителям. В сознании украинских писателей еще живой была иллюзия о возможности достижения гармонии общественных и личных интересов путем нравственного воспитания человека. Поэтому критика порядков феодальной монархии в дошевченківський период развития украинской литературы глубоко не затрагивала политические и экономические ее устои.

В первые десятилетия XIX в. в общественном сознании в Украине, в частности в литературе, формируются идея естественного равенства людей и позастанової ценности человеческой личности, вера в прогресс, в то, что через распространение знаний и наук, утверждение умных сил можно достичь преобразования жизни общества на началах равенства и справедливости. На основе признания материально-чувственной определенности человеческих устремлений и характеров, понимание среды как совокупности бытовых и материальных обстоятельств в украинской литературе укрепляется изображение жизни в ее конкретной данности, объяснения действий и поступков персонажей непосредственным влиянием среды, формируется как самостоятельное художественное направление просветительский реализм (И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко и др.).

В украинской литературе первых десятилетий XIX в. наблюдаются ускоренное развитие различных направлений, течений и стилей и своеобразное их «наложения» (сосуществования). Ведущими, как и во всех новоевропейский литературах, становятся поэтические жанры, среди них до середины 30-х годов были бурлескные произведения, эстетическая природа которых в то время еще во многом соответствовала задачам утверждения народного мировосприятия и народных эстетических принципов (развитый в бурлеске слой разговорной народной речи, органическую связь его с фольклором, его художественным миром и народной этикой, критика феодальных порядков и духовенства, дух демократизма, ярко выраженное стремление к воссозданию жизни в ее повседневных, пониженных формах).

Высокопроизводительное черты бурлеска оказались в украинской стихотворной басне (П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко, Л. Боровиковский, Есть. Гребенка и др.) как в одном из наиболее развитых жанров просветительского реализма. Однако следующий идейно-художественный прогресс украинской литературы, исследования кардинальных проблем общественной жизни, углубление социальной критики и утверждение позитивного начала (в частности, положительного героя), успехи в создании индивидуальных характеров связанные с преодолением бурлескного стиля, который в 30-х годах стал вироджуватись в безыдейную сміхотворчість.

В преодолении традиций бурлеска и формировании реалистической художественной прозы большая роль принадлежит Г. Квитку-Основьяненко, творчество которого развивалось в русле натуральной школы. Много сделали в зживанні бурлескного стиля в поэзии украинские поэты-романтики.

Изменения в сфере эстетического отношения литературы к действительности приводят первые десятилетия XIX в. до значительного расширения жанрово-стилевой системы украинской литературы, в которой развиваются жанры іроїкомічної, юмористически-бытовой, исторической поэмы, рассказы-сказка, віршове рассказ и новелла на морально-бытовую тему, юмористически-дидактическое повествование, грустная стихотворная басня, «мещанские» комедия и драма, социально - и семейно-бытовая повести и др. Объединяющей доминантой системы жанров в настоящее время выступает «нравоописова» (етологічна) их направленность.

Несмотря на то, что с конца 20-х годов параллельно с развитием просветительского реализма и сентиментализма в украинской литературе появляется романтический тип сознания и художественного творчества, Просвещение не только удерживает свои идейно-эстетические позиции, но и накладывает отпечаток на характер романтической литературы. В украинской литературе и литературно-эстетической мысли второй половины XIX в. наблюдается сосуществование и даже своеобразный симбиоз и синкретизм рис барокко, бурлеска, классицизма, сентиментализма, просветительского реализма, преромантизму и романтизма, общей идеологической базой которых в большей или меньшей степени выступает Просвещение.

Романтизм принес в украинскую литературу новые принципы художественного творчества, дух историзма, что оказался, в частности, в идее непрерывного развития, обращении к национальному прошлому, понимание жизни народности как динамического процесса. Он в большой степени способствовал развитию в украинской литературе индивидуального творческого начала, художественно-психологического исследования личности, принципов народности и гражданственности. Вершиной украинского романтизма стала революционное творчество Т. Шевченко.

Появление в романтизме нового отношения к действительности способствовала возникновению новых жанров: баллады, лирической песни, «мысли», романсової лирики, лиро-эпической поэмы, элегии, медитации, романтической драмы и трагедии, исторической повести и романа. Писатели-романтики (Л. Боровиковский, А. Метлинский, М. Костомаров, П. Кулиш, В. Забила, М. Петренко и др.) развили силабо-тоническое систему украинского стихосложения (ямбовий, коломийковий стихотворение), обогатили его строфику (катрен, секстина, семирядкова строфа и т.д.).

В середине 20-30-х годов в Украине возникает литературно-эстетическая и критическая мысль как самостоятельный вид художественного самосознания литературы. Теоретическая литературная мысль в этот период тесно связана со сбором и изучением народной поэзии.

Характерной чертой новой украинской литературы первых десятилетий XIX в. было то, что она развивалась на народнопоетичній основе; это определило в лучших ее идейно-художественных образцах глубоко демократический характер. Неотъемлемой чертой фольклористики самых прогрессивных украинских писателей, прежде всего Т. Шевченко, с отражение народного мировосприятия, социальных стремлений и надежд закріпаченого крестьянства.

Творчество и эстетические принципы Т. Шевченко, выявляя черты преемственности относительно предыдущего периода развития украинской литературы, за идейно-художественным уровнем принадлежат новой исторической эпохе - разложения феодально-крепостнических отношений. Творчество Т. Шевченко открывает новый этап в истории украинской литературы.


История украинской литературы XIX века
Авторы: М. Т. Яценко, О. И. Гончар, Б. А. Деркач, И. В. Лимборский, Есть. И. Нахлик



«История украинской литературы. XIX века» имеет задачей системное освещение развития новой литературы от времени ее становления (конец XVIII - начало XIX вв.) до начала XX ст., когда была создана литературная классика такими ее основателями, как И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, Марко Вовчок, Ю. Федькович, И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, М. Старицкий, И. Франко и др.