Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Украинский князь бьет челом родной Украине Евгений Маланюк)


Евгений Маланюк (1897-1968) - один из самых одаренных i самих интеллектуальных художников украинской эмиграции и новейшей отечественной литературы в целом. Происходил из старого казацкого рода, получил неплохое разностороннее образование. В лихие 10-е был сначала поручиком царской армии, затем - старшиной армии Украинской национальной Рады (УНР).
После падения УНР 1920 с тысячами таких, как сам, отправился в эмиграцию. В лагере для интернированных основал литературный журнал "Радуга". В Чехословакии закончил гидротехнический отдел Украинской хозяйственной академии. Волны второй мировой войны занесли его вплоть до Америки. До самой смерти он прожил в Нью-Йорке, работая в инженерном бюро.
Отношение поэта к Украине было очень сложным и неоднозначным. Оно проникло как художественную, так и публицистическое наследие поэта. Глубокой теоретической работой является статья "Малороссийство", опубликованная в 1959 году в Нью-Йорке. Маланюк рассматривает "малороссийство" как типичное понятие, относя его не только к украинцам: "Вспомним еще недавно памятный нам тип, например, австрийца, который, без особых препятствий, мог быть одновременно чехом или хорватом, поляком или русином-украинцем". С его точки зрения "малороссиянин" - заурядный тип имперской человека, лишенного своей национальности. Причем проблема заключается не в систематическом уничтожении украинской культуры Россией, а в "национальной капитуляции", признании своей вторичности и "неполноты" своего народа и культуры.
В украинской истории "малороссийство" проявляется в безволии, хитливості, нерешительности, нежелании творить собственную историю. Именно в этом видит Маланюк причину поражения Центральной Рады в 1918 году.
В "малороссиян" отсутствует историческая память. Они не хотят прислушиваться к урокам прошлого. И именно в нашей истории Маланюк находит луки этой болезни. "Малоросийству" он противопоставляет "мазепинство": опоры, на примере гетмана Ивана Мазепы, на собственные силы, церковь, культуру. Важнейшим этапом преодоления этой болезни Украиной считает обретение государственности, независимости нашего края.
В Маланюковій поэзии в отношении к Украине тесно переплелись любовь и ненависть. Эта тема развивалась в течение трех периодов. в 1923 году он еще полон надежд на революционное освобождение своей родины:
Неистовым криком крови
Роздерлися твои уста:
сурмиш в рупор пурпурный,
Беременная бурями восстаний!
/.../
С невменяемого Синая
Ты ураганом голосов -
Гукаєш, зовешь, проклинаешь
В своей розіп'ятій красе.
("Неистовым криком крови").
Однако укрепление в Украине большевистской власти вызывает неожиданности-вану реакцию поэта:
Лежишь, окровавленная и скована,
Словно лебедь в лютім плену.
Какая же страшная твоя епитимья!
Которые глухи, жестоки дни!
Но от сочувствия он переходит к гневных обвинений:
Нет, Ты не иметь! Шал любовницы
В черном пламени косы,
В лице степной пленницы
хмель половецкой красоты.
И Маланюк наконец приходит в себя:
Прости, что я не сын, не сын Тебе еще,
Ибо Ты - не мать, пленница степная!
Из твоих степей летят птицы зловещие
А я творю пренебрежительные слова.
/"Псалмы степи"/.
Так он, отмечая нежелание украинцев защищать родную землю до последнего вздоха, признает и свою вину, что и он не сделал всего, что зависело от него, для этого дела.
Такая противоречивость гнева и страстной любви проходит через всю поетову творчество. Только в 1941 он выражает надежду на падение большевистской государственной машины и увольнения отечества ("Мы возвращаемся всп'ять" (1941)). В послевоенное время тема Украины перестает быть главной в его произведениях.
Привлекает внимание то, что Маланюк, неудержимый в своей любви и ненависти, в то же время подвергает глубокому анализу состояние украинской государственности и национального сознания. Он постоянно обращался до истории Украины в поисках ложного поворота, который привел к имеющегося состояния дел. Признавая неисчерпаемость нашего духа ("Невичерпальність"), он ищет ошибки то в поражении Карла I в Полтавской битве ("Полтава"), то в угасании влияния на славян более цивилизованных и энергичных варяжских племен ("Варяжская весна"). Главный вывод его экскурсов в прошлое в том, что любовь к отчизне проявляется не в сладких песнях под кобзу в вишневом саду, а в осмысленных, конкретных действиях в водовороте современной жизни.
Таким образом, Маланюк - поэт глубокой мысли и волевого напряжения. Он враг лирической расслабленности. Поэзия, по его мнению, должна быть наполнена волей к победе. Только такая поэзия может формировать активную, деловую человека. А нынешняя Украина именно такого человека и нуждается.