Сочинение
ЕВГЕНИЙ МАЛАНЮК
Украинский князь бьет челом родной Украине Евгений Маланюк)
Евгений Маланюк (1897-1968) - один из самых одаренных i
самих интеллектуальных художников украинской эмиграции и новейшей отечественной
литературы в целом. Происходил из старого казацкого рода, получил неплохое
разностороннее образование. В лихие 10-е был сначала поручиком царской армии, затем
- старшиной армии Украинской национальной Рады (УНР). После падения УНР 1920
с тысячами таких, как сам, отправился в эмиграцию. В лагере для интернированных
основал литературный журнал "Радуга". В Чехословакии закончил гидротехнический
отдел Украинской хозяйственной академии. Волны второй мировой войны занесли
его вплоть до Америки. До самой смерти он прожил в Нью-Йорке, работая в
инженерном бюро. Отношение поэта к Украине было очень сложным и
неоднозначным. Оно проникло как художественную, так и публицистическое наследие поэта.
Глубокой теоретической работой является статья "Малороссийство", опубликованная в 1959 году в
Нью-Йорке. Маланюк рассматривает "малороссийство" как типичное понятие, относя его
не только к украинцам: "Вспомним еще недавно памятный нам тип, например,
австрийца, который, без особых препятствий, мог быть одновременно чехом или хорватом,
поляком или русином-украинцем". С его точки зрения "малороссиянин" - заурядный тип
имперской человека, лишенного своей национальности. Причем проблема заключается не
в систематическом уничтожении украинской культуры Россией, а в "национальной
капитуляции", признании своей вторичности и "неполноты" своего народа и культуры.
В украинской истории "малороссийство" проявляется в безволии, хитливості,
нерешительности, нежелании творить собственную историю. Именно в этом видит Маланюк
причину поражения Центральной Рады в 1918 году. В "малороссиян" отсутствует
историческая память. Они не хотят прислушиваться к урокам прошлого. И именно в
нашей истории Маланюк находит луки этой болезни. "Малоросийству" он
противопоставляет "мазепинство": опоры, на примере гетмана Ивана Мазепы, на собственные
силы, церковь, культуру. Важнейшим этапом преодоления этой болезни Украиной
считает обретение государственности, независимости нашего края. В Маланюковій поэзии в
отношении к Украине тесно переплелись любовь и ненависть. Эта тема развивалась
в течение трех периодов. в 1923 году он еще полон надежд на революционное освобождение
своей родины: Неистовым криком крови Роздерлися твои уста:
сурмиш в рупор пурпурный, Беременная бурями восстаний! /.../
С невменяемого Синая Ты ураганом голосов - Гукаєш,
зовешь, проклинаешь В своей розіп'ятій красе. ("Неистовым криком
крови"). Однако укрепление в Украине большевистской власти вызывает
неожиданности-вану реакцию поэта: Лежишь, окровавленная и скована, Словно лебедь
в лютім плену. Какая же страшная твоя епитимья! Которые глухи, жестоки
дни! Но от сочувствия он переходит к гневных обвинений: Нет, Ты
не иметь! Шал любовницы В черном пламени косы, В лице степной
пленницы хмель половецкой красоты. И Маланюк наконец приходит в себя:
Прости, что я не сын, не сын Тебе еще, Ибо Ты - не мать, пленница
степная! Из твоих степей летят птицы зловещие А я творю пренебрежительные
слова. /"Псалмы степи"/. Так он, отмечая нежелание украинцев
защищать родную землю до последнего вздоха, признает и свою вину, что и он не
сделал всего, что зависело от него, для этого дела. Такая противоречивость
гнева и страстной любви проходит через всю поетову творчество. Только в 1941
он выражает надежду на падение большевистской государственной машины и увольнения
отечества ("Мы возвращаемся всп'ять" (1941)). В послевоенное время тема Украины
перестает быть главной в его произведениях. Привлекает внимание то, что Маланюк,
неудержимый в своей любви и ненависти, в то же время подвергает глубокому анализу
состояние украинской государственности и национального сознания. Он постоянно обращался
до истории Украины в поисках ложного поворота, который привел к имеющегося состояния
дел. Признавая неисчерпаемость нашего духа ("Невичерпальність"), он ищет
ошибки то в поражении Карла I в Полтавской битве ("Полтава"), то в угасании
влияния на славян более цивилизованных и энергичных варяжских племен ("Варяжская
весна"). Главный вывод его экскурсов в прошлое в том, что любовь к отчизне
проявляется не в сладких песнях под кобзу в вишневом саду, а в осмысленных,
конкретных действиях в водовороте современной жизни. Таким образом, Маланюк - поэт глубокой
мысли и волевого напряжения. Он враг лирической расслабленности. Поэзия, по его
мнению, должна быть наполнена волей к победе. Только такая поэзия может формировать
активную, деловую человека. А нынешняя Украина именно такого человека и нуждается.
|
|