Остранения - целенаправленное подчеркивание художником художественного образа в силовом поле самых необычных ассоциаций для обновления мировосприятия. Говорится о создании такой формы, которая бы передавала настроения и переживания автора, заставляла бы реципиента самому продолжить процесс ее восприятия из найденного, свежего угла зрения. В таком аспекте определяется немало стихотворений И. Драча, к примеру, "Баллада о ведро":
Я - цинковая форма. А смысл во мне - вишни.
Терново-вишневые пыльные шары,
Что зори багровые пили на возвышении
И сорваны, пьяные лежат, как посну ли.
Я - цинковая форма. А смысл во мне - груши,
Соперницы солнца, светильники саду,
Из республики соков заблудшие души,
Подобранные в пелены в ночь грушепаду.
Я - усеченный конус. А смысл мой до гроба -
Все независимое, что повлияет у меня:
Дыни-дубівки, лучи хрена.
Или ботвы хрумтливої тело зеленое.
Я - цинковая форма. А содержание не от меня,
Подвластно времени я, подвластно потребностям.
Когда же я пустое в бытии цілоденнім.
Тогда я доверху насипане небом.
Этот художественный прием наблюдается во многих произведениях. Драча ("Современная баллада-сказка для взрослых", "Баллада двух коней", "Баллада золотой лука" и др.), поэтов яркого метафорического мышления, склонных к игре языковыми формами (тропами, звукописью, синтаксическими конфигурациями и т.п.), к композиционной последовательности в расположении речевых отрезков, в паралелізуванні приемов сюжетотворення и фигур поэтического синтаксиса и т. п. Срок 0. ввели в литературу представители формальной школы в России.
|
|