Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Остранения - целенаправленное подчеркивание художником художественного образа в силовом поле самых необычных ассоциаций для обновления мировосприятия. Говорится о создании такой формы, которая бы передавала настроения и переживания автора, заставляла бы реципиента самому продолжить процесс ее восприятия из найденного, свежего угла зрения. В таком аспекте определяется немало стихотворений И. Драча, к примеру, "Баллада о ведро":

Я - цинковая форма. А смысл во мне - вишни.

Терново-вишневые пыльные шары,

Что зори багровые пили на возвышении

И сорваны, пьяные лежат, как посну ли.

Я - цинковая форма. А смысл во мне - груши,

Соперницы солнца, светильники саду,

Из республики соков заблудшие души,

Подобранные в пелены в ночь грушепаду.

Я - усеченный конус. А смысл мой до гроба -

Все независимое, что повлияет у меня:

Дыни-дубівки, лучи хрена.

Или ботвы хрумтливої тело зеленое.

Я - цинковая форма. А содержание не от меня,

Подвластно времени я, подвластно потребностям.

Когда же я пустое в бытии цілоденнім.

Тогда я доверху насипане небом.

Этот художественный прием наблюдается во многих произведениях. Драча ("Современная баллада-сказка для взрослых", "Баллада двух коней", "Баллада золотой лука" и др.), поэтов яркого метафорического мышления, склонных к игре языковыми формами (тропами, звукописью, синтаксическими конфигурациями и т.п.), к композиционной последовательности в расположении речевых отрезков, в паралелізуванні приемов сюжетотворення и фигур поэтического синтаксиса и т. п. Срок 0. ввели в литературу представители формальной школы в России.