Табу (полінез. "many") - запрещенное слово на основании религиозных, моральных, политических и др. факторов. С точки зрения теории психоанализа - вытеснены в подсознание инстинкты, которые приводят к неврозам. Т. имеет давнюю, от архаических времен, традицию, когда определенный тотем для предотвращения возможной кары с его стороны не назывался своим именем, скажем, медведь. Этот же принцип наблюдается в драме Леси Украинки "Лесная песня", где предстают персонажи ("Тот, что плотины рвет", "Тот, что в скале сидит", наделены табуированными чертами архетипного характера. Т. и отражает своеобразие плюралистического мировоззрения украинцев, которые часто не называли своими именами определенных богов:
[...] То, что легкость дал сарни,
а пчелам цветы золотые
и когти сталені для рыся,
слова певучие дал мне [...] (Б.-И. Антонин).
Т. распространяется также при тоталитарных режимов, побуждая художников к "эзоповского языка" (Юрий Клен: "Ложится громадная тень / низкой фигуры в кепи / на пространство царских владений"). В таком аспекте написано немало стихотворений Симоненко, в частности "Ворота замка Стюртів", где угадывается настоящая коммунистическая действительность:
Дикими неизведанными вещами
Грезит ворота в тривожнім сне,
Где сторожа бряцает ключами
И скрипят ворота защитные.
Призраки с кровавыми мечами,
В накидках черных, будто ночь.
Играют бесформенными мячами -
Головами, снесенными с плеч [...].
|
|