Улас Самчук большую часть своей жизни прожил за пределами Украины, но все свое творчество он посвятил именно ей, все мысли писателя, отраженные в его глубоких публицистических произведениях, были обращены к родной земле.
Родился Улас Самчук на Ровенщине, учился во Вроцлавском университете, позже - в Украинском свободном университете в Праге. Был редактором газеты «Волынь», после войны переехал в Канаду, где и прожил остаток своей жизни.
«Я хочу быть летописцем украинского пространства в эпоху, которую сам вижу, слышу, переживаю», - писал Улас Самчук. И на самом деле, его произведения очень близки к летописных. Писатель, в отличие от древних летописцев, искренне озабочен событиями, о которых писал, к историзма добавляя еще и свое горячее сердце, красивую чистую язык произведений. Стремление описать в своих произведениях именно современность добавляет литературном наследии Самчука еще одну важную черту - правдивость сказанного, воплощение в произведении неприкрашених событий. К творческому наследию Уласа Самчука принадлежит роман о Голодоморе «Мария», созданный в 1933 году. Именно тогда было создано еще одно произведение, посвященное проблеме, которая терзала сердце писателя, - роман о принудительной коллективизации «Кулак». Самым большим достижением писателя является, наверное, тетралогия «Волынь», - произведение поражает своей эпической розлогістю, разносторонностью и масштабностью изображаемых событий. Не зря же Уласа Самчука назвали украинским Гомером XX века.
Жизненные и творческие взгляды Уласа Самчука были самобытными, всегда аргументированными и довольно прогрессивными для того времени: части выводов, сделанных Самчуком, мы приходим только сейчас. Это касается прежде всего культурной ори ориентации, ощущение вовлеченности в европейского контекста развития цивилизации. Свои взгляды Самчук высказывал в публицистике. Так он пишет о себе: «Люблю Запад, Европу, ее мир, ее культуру и в основном нахожусь в ее атмосфере, даром что в плоти и крови принадлежу к ее Сходу. Сковородинське "не ищи счастья за морем" или даже "а вы претесь на чужбину искать доброго добра" (пусть Тарас простит) меня не убеждают, потому что мне больше импонируют страсти Марка Полевые, Колумба... чем страсти "ставка, мельницы, вишневого сада"».
Все произведения Уласа Самчука и до сих пор не потеряли своей актуальности. Его исторические произведения побуждают нас к знанию истории, памяти о своих предках, стремление «выучить уроки истории». Одновременно публицистические произведения Уласа Самчука ставят перед читателем проблемы, которые мы до сих пор не можем толком решить. И на самом деле, проблема европейской ориентации предстала сейчас чрезвычайно остро. Если не касаться вопросов экономических и политических, следует подумать над этим тезисом. По моему мнению, Украина должна почувствовать себя частью европейской культуры через осознание собственной «отдельности», как это не парадоксально звучит. Если начать с усвщомлення себя как чего-то принципиально отличного от других людей, наций, эпох, обнаружив эти различия, легче ощущать себя частью целого, легче быть похожим, не сливаясь и не смешиваясь в этом целом. По моему мнению, именно такой путь должна избрать украинство. Понимание себя через язык, культуру, литературу, историю является обязательным фактором формирования полноценной нации в рамках развития мира вообще. И, безусловно, отказ от «шароварщины», от «страстей ставка, мельницы, вишневого сада», как метко и остро высказался Самчук, является необходимым фактором для повышения общего уровня национального сознания, для решения извечных проблем нашего народа, которые, в конце концов, должны быть когда-таки решенными!
Творчество Уласа Самчука, глубокая, эпически широкая, исторически правдивая, время публицистически острая, навсегда останется в истории украинской литературы. Я искренне надеюсь, что все глубокие и умные философские, историософские утверждения, высказанные украинским Гомером XX века, навсегда останутся в сознании его потомков. А проблемы, поставленные писателем в произведениях и статьях, как можно скорее навсегда отойдут в прошлое!