Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Николай Вороной

(6 декабря 1871 - 7 июня 1938)



НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ

Дополнительная биография

Вороной Николай Кондратьевич (псевдоним и криптонім - Арлекин, Вещий Олег, Homo, Sirius, Кондратьевич, Микольчик, М.В., К-ич М, М-У-ко и другие; 24.ХІ (6.ХІІ) 1871, Екатеринославщина (теперь Днепропетровщина) - 7 .VI. 1938) - украинский поэт, театровед, переводчик. Родился в семье ремесленника. Отец - К. П. Вороной происходил из крепостных, мать - О. Д. Колачинська - из рода образовательного деятеля 17-18 века, ректора Киевской академии П. Колачинського. Учился в Харьковском реальном училище, позже - в Ростовском реальном училище, откуда был виключенний за связи с народниками, чтение и распространение запрещенной литературы. Три года находился под надзором полиции с запрещением поступать в высшие учебные заведения России. Продолжил обучение в Венском и Львовском университетах (философский факультет). Во Львове сблизился с И. Франком, который оказал большое влияние на формирование его мировоззрения, литературно-эстетических взглядов. Работал библиотекарем и корректором Научного общества имени Шевченко, режиссером украинского театра общества "Русская беседа", редакция журнала "Жизнь и слово", где вел рубрику "Вести из России". Помогал И. Франко в издании газеты "Гражданский голос" и "Радикал", некоторое время был неофициальным редактором журнала "Заря". С 1897 - актер труп М. Кропивницкого, П. Саксаганского, О. Васильева и других, 1901 оставил сцену и служил в учреждениях Єкатеринодара, Харькова, Одессы, Чернигова. В 1910 году поселился в Киеве, работал в театре Г. Садовского, преподавал в театральной школе. Октябрьской революции Вороной не воспринял и в 1920г. эмигрировал за границу. Жил в Варшаве, где сблизился с польскими писателями Ю. Тувімом и Л. Стаффом, вскоре переехал во Львов. Преподавал в украинской драматической школе при Музыкальном институте имени М. Лысенко, некоторое время был директором этой школы. После возвращения в Украину (1926) вел педагогическую и театрознавчу деятельность. Первые поэтические произведения написал еще учась в Харьковском реальном училище. Печататься Вороной начал в 1893 (стихотворение "Не печалься, девица").

Публиковался в периодических изданиях "Заря", "Литературно-научный вестник", "Засел", "Колокол", "Сияние", "Рада", в антологиях, сборниках, декламаторах начале 20 века: "Аккорды", "Украинская муза", в альманахах "Складка", "За красотой", "Дубовые листья", "На вечную память Котляревскому", "Костер" и других. В 1901 в "Литературно-научном вістнику" опубликовал открытое письмо программного характера, где призвал писателей к участию в альманахе, "какой содержанию и форме мог бы хоть немного приблизиться к новым течениям и направлений современных литератур". В изданном им альманахе "Из-за облаков и долин" (Одесса, 1903) рядом с модерными стихами были представлены произведения поэтов, остро выступали против декаданса, "чистого искусства" и других течений в литературе и искусстве, - И. Франка, П. Грабовского, Леси Украинки, М. Старицкого, В. Самойленко и других. Первая сборка Вороного "Лирические поэзии" вышла в 1911 в Киеве. Стихи ее были полны музыкальности, свежести образов. В следующей сборке "В сиянии мечты" (1913) Вороной идет путем определенной эстетизации, самолюбование лирического героя. Поэзия Вороного все углубляется содержанию, нарушает общемировые темы, философские вопросы ("Странствующие элегии"). Он одним из первых вводит в лирику тему города, перенимает ряд традиционных мотивов европейской поэзии, где противопоставляется поэтическая одухотворенность и обыденность, утверждает неудержимое стремление человека к красоты, света, постижение космоса ("Икар", "Солнечные минуты"), раскрывает трагизм духовного одиночества (цикл "Осокорі"). Ориентирована прежде всего на читателя, воспитанного на лучших образцах мировой литературы, поэзия Вороного была, по выражению О. И. Белецкого, "явление высокой художественной ценности" (В книге: Вороной Николай. Поэзии. К., 1929, с.32). Творчество Вороного знаменует разрыв с народнической традицией, ей присуще разнообразие метрических форм и строфічних построений. Тяготение к модернизму не препятствовало Вороном писать произведения, проникнутые искренней любовью к народу, уважением к его лучших сынов ("Края мой родной", "Горами, горами", "Призрак", стихи, посвященные Т. Шевченко, И. Франко, М. Лысенко). В то же время создает поэзии, в которых высмеивает национальную ограниченность, псевдопатріотизм, его антигуманістичну, аморальную сущность ("Мертвецы", "Молодой патриот", "Старым патриотам"). Вороном принадлежит ряд искусствоведческих ("Кистью и пером") и театроведческих исследований ("Театральное искусство и украинский театр", 1912; "Театр и драма", 1913, в которой выступает сторонником системы Станиславского; "Михаил Щепкин", 1913; "Украинский театр в Киеве", 1914; "Режиссер", 1925; "Драматическая примадонна", 1924 - о сценической творчество известной актрисы Л. Линицкой). Вороной - автор ряда литературоведческих статей, театральных рецензий. В наследстве Вороного значительное место занимают переводы и перепевы из других литератур. Репрессирован в 1934 году. Расстрелян 7 июня 1938г. Архив Вороного хранится в Институте литературы имени Т. Г. Шевченко АН Украины.

 

Василий ЯРЕМЕНКО

Украинское слово. - Т. 1. - К., 1994.