5 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Религиозные мотивы в поэзии Богдана-Игоря Антонича
«Его жизнь была коротка и высокое, как мост над узенькой штольней горной бездны. Тучи сомнения и неверия пеленали его не раз, но не помешали смелым мыслям философа и поэта переходить по нему, смотреть с него наокіл и искать взором днища мира», - сказал про Богдана-Игоря Антонича Дмитрий Павлычко. Действительно, творчество Антонича - целостный, сложный и интересный мир человека, который за 27 лет своей жизни смог достичь того, что другие не достигают и за всю жизнь.
В сборнике поэта «Великая гармония» царит последовательная религиозность, которая проявляется в имитации молитвенной лирики, перепевы библейских псалмов. Следующий сборник «Три перстня» - будто восхождение из пустоты неба в бездны земли. Здесь легко найти «приземленные» библейские реалии (стоит вспомнить слова «Родился Бог на санях» из поэзии «Рождество») и священную символику, перенесенную на земные события. Произведения этого сборника пронизаны глубоким мировосприятием:
Так под небом необъятным и безграничным
Растут и родятся звери, люди и растения.
Растет Антонич, и растет трава,
И зеленеют кудрявые ольхи.
Мы встречаем романтическая трактовка природы, даже поклонение природе, когда человек не только не отрывает себя от окружающей среды или возвышается над ним, а наоборот - может, скажем, осознавать себя деревом:
Стол обрастает кудрявыми листьями,
И вместе с креслом я уже куш.
С черемушек читаю - из книг столистих -
Растительную мудрость вечных пущ.
Следующий сборник поэта - «Книга Льва» открывает для нас мир Библии. ее основная идея - встреча с Богом и видение вечности, которое позволит автору открыть сущность творческого процесса. Ибо «Книга Льва» - это название Евангелия апостола Марка. Главным мотивом сборника «Зеленая Евангелия» - есть мистическое мировосприятие, где слово функционирует как магические заклинания, происходит сочетание природы с человеческим подсознанием. В этих стихах поэт исследует мировую историю и природу, которые выступают здесь вполне религиозными процессами.
Но в последней сборке «Ротации» царит пессимистическое мировоззрение, предчувствие апокалипсиса - конца света. Колоссальное мировое город предстает как круг катастроф и тюрем, как город-ад, составленное из примитивных форм.
Возможно, Б.-И. Антоныч воспринимает Священное Писание как источник собственного мировоззрения и широко использует его в своем творчестве. Но главный элемент его религиозных поисков - это размышления о месте человека в мироздании, его стремление понять природу взаимоотношений человечества с окружающей реальностью, с страстного попытки определить смысл человеческого бытия.
Я не человек, я растение,
а порой я малое листья...
Живу, терплю, и умру, как все зверьки...
Звери и звезды, люди и растения -
у всех одна праматерь,
природа вечна, неисчерпаема и неутомима,
хоть время крылатый с ветром несется...
(«Из зеленых мыслей одного лиса»)
Существование мислилось поэтом как вечно меняющееся и життєстверджувальне. Ход мыслей в определяющем для творчества Антонича стихи «Песня о неуничтожимости материи» идет от частного к общему - в мире царит круговорот, постоянное рождение одних вещей и отмирание других. Но трагичность человеческой судьбы - «родиться, чтобы умереть» - не пугает поэта. Он оптимистично смотрит на мир, ибо в нем царит, как и тогда, когда в мир пришел Иисус.
Особое место в творчестве Антонича занимает его стихотворение «Ветер веков» из посмертной книги «Зеленая Евангелие». Произведение убеждает, что Антоныч воспринимает историю как бесконечный урок свободы и человеческих чувств. История человечества неуклонно будет двигаться путем борьбы народов за свою независимость и суверенные права, и, конечно же, за свою веру или убеждения. Поэт также указывает на несовершенство человека, его дисгармонию с миром природы.
Вот таємничіша природа
в безгранично первоначальной красоте
(словами не раскрыть тайн ее).
Какая же страшная сего мира красота,
что отравила дни мои...
(«Элегия о перстень молодости»)
Несовершенство мешает единению человека с миром природы, препятствует свободе и счастью.
Кто сеет кровь, тот жнет ненависть
(«Слово о черный полк»)
Так ответил Антоныч тем, кто видел в насилии путь к совершенствованию мира.
Своим творчеством Антоныч утверждал мир правды и добра. Поэт верил в расцвет национальной культуры, счастливое будущее родного народа. Современных читателей не оставит равнодушными поэта наследие, ибо, как писал Дмитрий Павлычко, «Антоничева поэзия - это негаснучий перстень жизни, который будут передавать из поколения в поколение удивленные читатели, чтобы очарованию солнцем и человеком не пропало никогда».
|
|