Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Изгнанная Юлия

Понимание истории в «Тошноты» Жана-Поля Сартра

«Historia est magistra vitae». - «История-учитель жизни» (лат.)

История как понятие имеет много проявлений: история жизни человека, история написания произведения, история чувств, история страны, история эпохи и др. Можно подать различные определения истории и каждое будет иметь общее мнение - то, что уже произошло, отжило. Итак, история - это прошлое, которое приходит из будущего и тесно связано с настоящим. В некоторой степени история связана с памятью, если нет памяти, то и история не будет существовать, если ее никто не будет помнить.

Связь с понятием истории есть и в произведении Жана Поля Сартра «Тошнота». На страницах этого произведения изображено небольшой отрезок жизни главного героя Антуана Рокантена, которое похоже на непрерывный поток событий, где герой пытается объяснить самому себе причину собственной внутренней неустроенности, что сопровождается приступами тошноты. Герой тесно связан с понятием истории, поскольку он написал историческое произведение о маркиза де Рольбона, который жил в XVIII веке. История в произведении постоянно переплетается с жизненными событиями героя, с его ощущениями и реагированием на мир, его деятельностью. История здесь предстает как вид деятельности, которым занимается Рокантен.

Автор подает нам часть истории жизни человека и эта часть истории является самим бытием человека, самим существованием. То есть историю автор подает как существование человека в определенный период времени. История как понятие имеет большое значение и для самого героя, потому что именно исторические события, которые исследует и изучает главный герой Антуан, побуждают его переехать в города Бувіль, в котором произошло екзистенцій не перерождение героя, что постоянно сопровождалось ощущением тошноты. В конце произведения он чувствует эту «тошноту» и к работе над историей выдающегося деятеля, которым он занимается и, поняв значение экзистенции в мире, Розенталь меняет свои будущие планы относительно написания романа.

Если заметить то, что существование человека в мире и есть история, то история должна быть связана с памятью, человеческой, мировой, временной, кратковременной. Но главный герой утверждает, что «существование лишено памяти», то, выходит, и история не имеет памяти. Итак, историческая сущность человека это не историческая сущность существования человека, ведь человек есть, существует в настоящий момент, ее смысл в том, чтобы понять, что: «существовать - это значит быть здесь, только и всего; существования вдруг появляются перед тобой, на них можно наткнуться, но в них нет закономерности; существование лишено памяти; существование всюду до бесконечности излишне; существование всегда ограничено только существованием». А история - это прошлое, которое лишь определенными временными нитями связано с настоящим, что за миг превращается в прошлое.

Жан Поль Сартр подает понимание истории в произведении как понятие, которое сопровождает человека в течение всей его жизни, даже если она не пишет исторических произведений, не занимается исследованием истории или раскопками, не читает исторических книг. Даже Анне, с которой Рокантен развелся, не живет настоящим моментом, ведь девушка говорит, что она «живой мертвец», и лишь вспоминает те события, что произошли в ее жизни, и строит из них определенный последовательный ряд. И Анне, с которой встречался Антуан, теперь в прошлом, прежнюю Анни забрала история, а именно история ее жизни, ее существования как личности в постоянно меняющемся мире, что меняется сам и меняет все вокруг, только истории он не может изменить, разве что исправить или добавить. Здесь автор, видимо, не зря делает настольной книгой, которую любит листать Анне, именно «Историю Франции» Жюля Мишле, которая еще раз свидетельствует о том, что девушка живет миновали, постоянно возвращаясь к нему, погружаясь в страницы книжки.

Своеобразным центром исторического духа в произведении предстает библиотека, куда ходит Рокантен, что продолжить свою работу над образом маркиза. Библиотека изображена как место накопления огромного количества документов, которые нужны Антуану, как то место, где он может глубже погрузиться в историю, или история может поглотить его, но этого не происходит, потому что Рокантена автор не наделяет чувством одержимости сущностью истории, он наделяет его одержимостью поиска собственной сущности. Этот поиск он проводит с помощью своего дневника, указывая время и место событий, что происходили. Время и место - это первичные показатели исторического, которые свидетельствуют о том, принадлежит ли этот или тот отрезок жизни какого-нибудь человека, или даже планеты, до прошлого или будущего, или существование в момент, что можно назвать словами «сейчас», «теперь». Итак, дневник можно рассматривать не только как способ записать свои мысли, но и как предмет, который можно рассматривать в историческом плане, даже не только тогда, когда пройдет десять или двадцать лет, или целое столетие, но и тогда, когда человек встает утром и перечитывает свои записи, сделанные прошлой ночью.

История присутствует везде и во всем, она шелковой нитью прошивает все произведение Сартра, но не всегда историчность момента лежит на поверхности слов. Нужно искать и, возможно, не все еще найдено, поскольку только автор, как настоящий исследователь и историк, может указать именно на то место, которое мы будем искать в произведении сколько хватит силы; можно найти его, но не понять и проинтерпретировать.

Итак, человек как категория существования тесно связана с историей как литературным понятием, как научным понятием, как понятием, что свидетельствует о существовании человеческого общества и человека в нем. Сущность истории в произведении заключается в неотделимом от человеческой жизни и существования определения, что Сартр тесно связывает с сознанием человека, с его мыслями и смыслом жизни, ведь историю творит сам человек, как ученик, мастерски учится записывать в своей памяти исторические коды, у своего учителя истории.