Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ЛИНА КОСТЕНКО

Трагические картины прошлого украинского народа в произведении Л. Костенко «Маруся Чурай»

О наши битвы - на бумаге голо.

Лишь в песнях огонь тот курит.

Л. Костенко. Иногда слышатся голоса о том, что Украина не имеет своей истории, а то, что есть - смутное и бледное. Лина Костенко, которая в своем творчестве часто обращается к историческому прошлому нашего государства, доказывает обратное - Украина имеет свою древнюю, насыщенную событиями, историю. Вот чего у нас нет - так это большого количества документов, записей, летописей.

История Украины - это история войн, которые постоянно велись на нашей земле. Так уж получилось, что лежит Украина на распутье, между больших путей. И часто бывало так, что сильные государства воевали между собой, а ареной сражений была Украина. И горели наши города и села, горели дома, церкви, ратуши, и в том пламени исчезали документы, которые могли бы стать историческими свидетельствами эпох.

В романе «Маруся Чурай» Лина Костенко целый раздел «Паломничество» посвятила тому, чтобы показать Украину такой, какой она была в XVII веке.

Маруся Чурай за убийство Григория Бобренка была приговорена к смертной казни, а затем по указу Богдана Хмельницкого ее помиловали и отпустили.

Не имея сил оставаться дома, девушка идет на богомолье в Киев. По дороге она встречает странствующего дьяка, который ведет по Украине Марусю Чурай, а вместе с ней и нас, читателей.

Еще недалеко от дома отошла Маруся, а ее уже обступили тени прошлого:

Там отступало войско Остряницы:

Здесь села сбил копытами Кончак.

А в долине реки Солонине

Слезами покаяния высох солончак.

А чуть дальше, где стоит крест, отдали на мученическую смерть Наливайко:

За то, что он боролся за свободу,

Его сожгли в медном быке.

А он уже и виден из дали

Столица Вишневецкого - Лубны.

Там жил Ярема, сын Ны,

страшный разрушитель Украины.

Ярема Вишневецкий, внук народного героя Байды Вишневецкого, ненавидел Украину, а украинцев считал быдлом, годным только на то, чтобы работать. Любое проявление недовольства крестьян он жестоко наказывал.

«Отломок рыцарского рода, мучитель собственного народа», «упырь с холодными глазами» - Лина Костенко находит выразительные и меткие эпитеты для характеристики этого страшного князя.

И такое знала наша история.

Путники проходят все новые и новые деревни, в которых стоят ободранные, пустые дома, потому что хозяева погибли от руки Яремы Вишневецкого, и дьяк вспоминает давнюю историю и делает интересные обобщения.

Апіїв путь - это дорога из Рима. Возле той дороги стояли кресты, на которых распинали преступников, бунтарей. Про эту дорогу знают все, ведь о ней писали и историки, и поэты. А кто будет знать про эти вдовьи села, сожженные, разоренные украинские города, «кто знает, что здесь произошло?». Дьяк говорит о том, что неназванный и непознанное уйдет в небытие, что пройдет много лет, и люди забудут про эти страшные события, ведь

Истории же пишут на столе.

Мы же пишем кровью на своей земле.

Мы пишем плугом, саблей, мечом,

Песнями и невольническим плачем.

Могилами в поле без имен,

По дороге в Киев из Лубен!

Дьяк и Маруся идут дальше, проходят такие же разрушенные села, кладбище. И вдруг впереди увидели огоньки. Но это горят свечи в руках умирающих людей, что лежат под небом на траве. То жители странной, прекрасной Волыни, что бегут из своего благословенного края от голода и нигде не находят спасения.

И страдания украинского народа нигде не записаны, а значит, со временем могут забыться. Чтобы этого не произошло, чтобы не осталась наша история только в песнях, и творит прекрасная поэтесса, украинская Сафо - Лина Костенко.