Любой человек, придя в этот мир, через какое-то время отойдет в небытие. Что она оставит после себя? Каким будет ее жизненный путь между началом и концом? Как она приумножит человеческий интеллект? Каким образом послужит вечным истинам?
Такие или подобные вопросы задает себе и другим каждый мыслящий человек. Каким же был путь того, кто дал такую своеобразную ответ на суммарное вопрос; как ты, человек, отделаешься в мире? А ответ был странный: «Мир ловил меня, но не поймал». Так, не поймал, хотя очень хотелось запереть в золотую клетку Григория Савича Сковороду - одного из самых интересных, самых выдающихся украинских деятелей своего времени.
Эта фигура стоит на грани двух эпох в украинской литературе - древней и новой. С течением времени личность этого писателя, путешествующего философа не тускнеет, не теряется в древности, а становится все интереснее, еще загадочнее, все больше влечет к себе умы новых поколений.
Своих современников Г. С. Сковорода удивлял разносторонними одаренностью, энциклопедическими знаниями и - что особенно важно - абсолютным соответствием между словом и делом, между тем, что писал в художественных и научных произведениях, и тем, как реализовывал это в собственной жизни.
Поэт и прозаик, баснописец и философ, композитор и певец, педагог и полиглот - все это определяет многогранную деятельность Григория Саввича. Его творческое наследие принадлежит не только Украине, она является достоянием мировой культуры.
Сын казака из Чернухи на Полтавщине, он вобрал в себя то лучшее, что содержал народный опыт, добавил собственные достижения и оставил все преемникам. Освоив достижения мировой философской мысли, усвоив народную мудрость, зафиксированную в фольклоре, Григорий Сковорода стал одним из зачинателей новой философской школы в Украине.
Свои взгляды Григорий Саввич декларировал не только в собственно философских сочинениях (семнадцати трактатах и диалогах), а также в поэзии, байках, в эпистолярном наследии.
Одним из основных вопросов, интересовавших философа, была реализация личности в жизни, ее счастье. Потому что человек именно для этого приходит в мир. Сковорода дает простой, как дыхание, и сложный, как мироздание, философский рецепт: «познать самого себя». Эту идею было выдвинуто еще древнегреческими мыслителями (Платоном, Сократом и другими). Григорий Саввич подхватил ее и развил.
Для чего людям самопознания? Это вопрос не чуждо народной мудрости. Для того, чтобы осознав свои способности, наклонности, дарования, применить их для труда среди людей. Это что-то вроде современной специализации, профессиональной дифференциации и т.д. Таким образом философ пришел к идее «сроднятся» труда, выбранной в соответствии с естественных предпочтений и задатков, которая сможет обеспечить высококачественные и полезные обществу результаты, а сам человек будет чувствовать свою нужность и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Г. Сковорода писал: «Щаслив, кто сопряг сродную себя угощаю должность с общею. Сеет сть истинная жизнь». Этой же мыслью проникнуты и его басни «Пчела и Шершень», «Две Курицы», «Орел и Сорока» и др. Но часто данного природой мало, тогда человек должен учиться, чтобы развивать данное от рождения.
Труд, по мнению Сковороды, является основой жизни, его содержанием, - это абсолютно вписывается в систему народных представлений об обязанностях человека. Украинский философ так же считал жизнь и труд неразделимы. Как человек, которая придерживалась этого принципа и на практике, а не только в декларациях, он скептически относился к бездельников, которые сетовали на безрадостное существование. Показательным в этом плане является предание о случае, который произошел с Григорием Савовичем. Один господин пожаловался ему на несчастную жизнь, на то, что ни власть, ни золото не сделали его счастливым. Философ, выслушав эту жалобу, принес господину косу, вилы, топор и положил ему в ноги, сказав, что единственным источником человеческой радости есть труд, и только заработанный в поте лица кусок хлеба вылечит все болезни - душевные и телесные.
Философия Сковороды имела практическую направленность: она учила людей жить счастливо. Кроме труда - врача души и тела, человек для достойной жизни должна прибегнуть к еще одной спасительной дела: победить злые инстинкты и идти путем добра, памятуя о доброжелательное отношение одного человека к другому. В реальной жизни Сковорода подтвердил это своими дружескими отношениями с Михаилом Ковалинским, с простыми крестьянами и людьми науки.
Григорий Саввич верил в силы своего народа, писал, что, хоть он спит, но обязательно проснется и построит собственную счастливую жизнь. В этом поможет его духовное начало, его ментальность - понятие, которое, кроме прочего, включает и народную этику.
Творчество Г. С. Сковороды, украинского писателя и мыслителя, имела хорошее влияние на дальнейшее развитие украинской культуры. Гуманизмом, духовным величием, отстаиванием лучших моральных качеств человека дорога нам творчество Григория Сковороды давних пор и до сегодня.