Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Естопсихологія - направление в литературоведении, который возник в рамках психологической школы в 80-х XIX в. во Франции и ставил перед литературоведением требование объяснять особенности литературного произведения с известными принципами эстетики, а заодно изучать личность автора и анализировать общественные условия, в которых возник литературное произведение. Э. связывают с выходом в Париже книги французского литературоведа и эстетика Е.Еннекена "Научная критика" (1888). Термин "Э." Е.Еннекен считал "некрасивым и неудобным", а потому чаще пользовался термином "научная критика". Однако после него оба термина стали одинаково употребительными. Изучая историю литературоведческой мысли, Е.Еннекен пришел к выводу, что авторитетными представителями научной критики были Ш.Сент-Бев (1804-69) и І.Тен (1828-93). Однако Е.Еннекен отрицал біографізм Ш.Сент-Бева, считая, что душевную ' организацию писателя можно определять, не изучая биографии, а с помощью эстетического анализа произведения. Критиковал он также І.Тена, в частности его теорию о влиянии на художника расы, среды и момента, потому что такое влияние мог происходить и наоборот - художника на среду. Собственную позицию Е.Еннекен определял так: "[...] Естопсихологія не имеет целью определять достоинства произведения и основные средства его архитектоники, потому что это задача чистой эстетики и литературной критики. Естопсихологія не имеет целью изучать произведение искусства сам по себе, ни с точки зрения его смысла, ни целей, ни построения. Она заботится лишь об отношении его особенностей к психологическим, с одной, и до общественных особенностей, с другой стороны. Она интересуется произведением искусства как символом, значком, разоблачением душевной и общественной организации". Е. очерчивает три вида анализа: эстетический, психологический и социологический. Каждый из них завершается научно-критическим синтезом. Эстетический анализ предполагает изучение эстетических чувств и средств, с помощью которых эти чувства были вызваны. Психологический анализ обсервує в художественном произведении отражение особенностей автора. Социологический анализ освещает контакты между художником и реципиентами. Е.Еннекен выводил такой "закон": "[...] произведение имеет эстетическое действие только на тех людей, душевные особенности которых воплощены в его эстетических свойствах. Короче говоря: художественное произведение действует только на тех, чья душевная организация является хоть и ниже, но аналогичной организации художника [...]" И. Франко определенным образом воспринял некоторые положения теории Е.Еннекена, хотя в его работах нет ссылок на нее. Эстетический, психологический и социологический анализ применены в работе Франко "Из секретов поэтического творчества", некоторые другие вопросы затрагивались в исследованиях "Конечность реформы учения русской литературы по наших средних школах", "План изложений истории литературы русской", написанных во время подготовки к каспера в Львовском университете, а также в статье "Метод и задача истории литературы".