Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Народное творчество и настоящее

He буду выяснять, что такое народное творчество, потому что более-менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, ибо жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или иного жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, потому что она в некоторых своих жанрах пытается быть консервативной (свадебные песни или другие, связанные, например, с Сочельником, Рождеством, народинамы, крещением, похоронами и т.п.). И все же в подавляющем большинстве народное творчество есть нечто особенное в общественной жизни. Возможно, для этого надо воспринимать ее не как фольклор, что застыл на страницах многотомных изданий, а как процесс, что вызывает к жизни определенные жанры, которые необходимы в тот или иной момент исторического развития.

Для примера хочу назвать такие жанры народного творчества, как анекдот, народная улыбка, современная свадьба, пословицы, поговорки, прибаутки. Появился такой вид народного творчества, как городской фольклор. А я бы еще добавил студенческий фольклор, школьный, детский.

С одной стороны - это современное творчество, окрашенная современной лексикой, с другой стороны - это все-таки творчество, которое не имеет авторства и имеет множество вариантов, распространяются устно и в печатном виде. Вот примеры таких шуточных прибауток из школьного обучения: «Чтобы разделить дробь на дробь - надо есть белый хлеб». Или с уроков химии: «Аш два о плюс пшено, а добавить натрий хлор, - то и будет вам кандером» (кандером - это диалектная название кулеша).

Особенно меня поражает большой набор прибауток, направленных на воспитание культуры речи. Назначение этих прибауток - научить детей (а может, и не только детей) вежливо и правильно разговаривать, правильно использовать слова и не засорять язык, оберегать ее от различных наслоений и грубой лексики.

Мои наблюдения на каникулах в бабушкином селе. Проходит мимо группы людей какой-то паренек и безразлично к кому-то здоровается: «Здравствуй!» И тут же незамедлительный ответ-речевка: «Здоровье» - до коров, а к людям - «здравствуйте». Или такое: отвечая на какой-то вопрос, кто-то из детей говорит: «Да». А в ответ слышит: «Да» - свинья уши пооб'їда» (это должно означать, что надо говорить на украинском языке «так»). Частое и неоправданное употребление «ну» тут же будет прекращено замечанием: «Не запрягал, то и не нукай, погонять не будешь». И уже на совершенно невежливое приветствие «здрасьте» получишь сразу: «Не засьтє» (это означает: поздоровайся по-человечески). Или употребление слова «жалко» вместо «жаль» вызывает такое замечание: «Жалко у пчелки». И еще: часто дети, особенно не беспокоятся о том, как они общаются, вместо сигнала опроса «что» могут сказать: «Га?» На такое невежливое «га» последует ответ: «Съешь то, что прыг!»

И напрасно кое-кто считает, что фольклор - это что-то исторически прошлое, что хранится в фольклорных сборниках. Народное творчество жива, пока живет народ, который создает новые виды, жанры и реагирует на все общественные процессы, происходящие в Украине. Надо только быть внимательным наблюдателем, а может, и исследователем, например детского фольклора. А в последнее время даже начали говорить о современной жаргонное язык. Это негативное явление стало завоевывать свое пространство в общении, особенно это свойственно подросткам. Уверен, что народная мудрость и здесь не задержится - отреагирует соответствующим образом, чтобы искоренить это явление из нашей благозвучной и красивой речи. Но это совсем другая тема.