Мировоззрение и творчество - традиционная для отечественного литературоведения постановка проблемы о определяющее влияние мировоззрения на идейную направленность художественных произведений и сущность литературно-художественных направлений. Соціологізоване литературоведение 30-х XX в. доказывало, что писатель может успешно творить только благодаря "прогрессивному", "революционном" мировоззрению или вопреки "реакционном", "ретроградном". Впоследствии, в 50-70-х, речь шла о противоречиях между политическими и эстетическими взглядами в структуре мировоззрения художника, которые пагубно сказывались на его творчестве. Все это использовалось для партийной критики писателей за т.н. "идеологические просчеты" или "идейные извращения", отступления от принципов социалистического реализма. Несмотря на такие и подобные схематические трактовка сложной проблемы не снимается сама проблема роли мировоззрения, мировосприятия и мироощущения художника в его творческом процессе. Мировоззрение - это система наиболее общих философских, эстетических, политических, этических, религиозных взглядов человека на мир в целом, на мироздание и свое место в них. Мировоззрение как целостное понимание мира и самого себя, возможностей таланта - это действительно крупнейшая основание для творчества. Именно поэтому в художественных произведениях отражаются исторические измерения мировоззрения: характерные для определенного времени убеждения, принципы познания, идеалы и нормы, словом, синтез интеллектуального и эмоционального настроения эпохи. Здесь открывается часто неизвестное ранее и неожиданное мировоззрения - собственный художественный мир, который держится на интеллектуальном и эмоциональном опыте личности. Соотношение между разными гранями этого опыта в значительной мере отражается на смене литературных стилей и направлений. За то памятники художественной литературы - предмет исследования для историков философии, как, например, украинские произведения XI-XVIII вв. Ориентированность этих текстов на универсальные проблемы - взаимоотношения человека и мира, человека и Бога, жизни и смерти, добра и зла - и требует от литературоведов определенного философского уровня. В течение XIX в. определяющим для мировоззрения украинских писателей становится его эмоционально-психологическая основа - мироощущение украинского народника, который скрывает от цензуры свои национальные убеждения. В литературе XX в. заметные влияния таких философско-мировоззренческих течений, как ницшеанство, экзистенциализм. В отличие от XVIII-XIX вв., основой для интеллектуально-эмоционального равновесия художественного текста здесь выступает не переживания универсальных истин, а смысл человеческого бытия. Навязывание писателю определенного мировоззрения, как это было с марксистско-ленинским, приводит к искусственности и неискренности в литературе, обусловливает разрыв между общественным и художественным сознанием авторов, порождает трагедию изуродованных талантов.
|
|