Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
ЛЕСЯ УКРАИНКА

Противостояние двух миров и морально-этических позиций в драматической поэме Леси Украинки «Боярыня»

В драматической поэме «Боярыня» Леся Украинка рисует трагическую эпоху, которая длилась четверть века после смерти Богдана Хмельницкого и известна в истории под названием «Руина».

Уже в первом действии драмы, которая происходит в Украине, в усадьбе казака Перебійного, звучат разные мнения о способах служения отечеству.

Молодой казак Степан решил служить родному краю на чужой земле. Он едет в Москву на службу, становится боярином, доказывает верность московскому царю, которому когда-то клялся отец Степана, что после переяславского соглашения «чужим господам служить в родном крае... не хотел, хотел уже на чужбине служить родной вере, помогать хоть издали угнетенным братьям, соединяя для них цареву милость».

Старый Перебойный оценивает такое поведение Степана как верность присяге. А Иван, его сын, называет это отступничеством и предательством, упрекая Степану: «И определенное! Лучше предать Украину!»

Степан не верит в возможность спасения отечества путем неповиновения, силой оружия. На Иване упреки, на призыв поднять оружие, «что отцу из старческих рук упала», Степан проповедует не только мир между своими, но и компромисс с чужаками. В дискуссии между ними вырисовываются два взгляда на служение отечеству, на национально-освободительную борьбу. В Иванове Перебійному воплощена идея победоносной борьбы за свободу. Степан является носителем идеи служения отечеству путем непротивленства, даже угодничество, повиновения, которые он считает моральнішими за вооруженное сопротивление врагу, за распри и раздоры между своими.

Дочь Перебійного Оксана, полюбив Степана, согласна поехать с ним в Москву, надеясь, что там она вместе с мужем сможет послужить Украине. Но ее надежды не оправдались. Женщина, украинка душой, не принимает московских обычаев, чужого для духовно независимой казачки образа жизни. Оксану поражает моральное унижение женщины в Московии, ее бытовое и общественное закрепощение, семейный гнет, не свойственный Украине, где казачки свободно чувствовали себя в обращении с мужчинами. Она не могла принять «поцілуйний обряд», не находит оправдания мужчине, который гнется лакеем перед высшими боярами, объясняя рабскую покорность, угодливость необходимостью защищать интересы Украины.

Оксана страдает, чувствуя себя подневольным человеком, которому навязывают чужой образ жизни, правила общения, которые унижают человеческое достоинство и честь. С сочувствием говорит она о бесправности, рабское положение простого люда Московщины, который угнетали собственные феодалы. «Везде сваи, плети, холопов продают... Чем не татары?» - так словами свободной украинской казачки характеризуется жестокая атмосфера того государства, которое, поработив свой народ, втянула в невольничьи сети и Украину.

Горькое прозрение и разочарование наступает для обоих - пылкой, свободолюбивой и бескомпромиссной Оксаны и проповедника компромиссов и повиновения Степана, который, пытаясь служить родине через компромиссы с ее поработителями, скатывается к трагической ошибки - вины, что ведет его к неосознанной измены.

Не желая покорно прозябать, существовать в пренебрежении и унижении, героиня драмы принимает мученичество и смерть ради духовной, нравственной свободы.