Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА
ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Трагические события в Украине 1768 года и их отражение в поэме Т. Шевченко «Гайдамаки»

Сложная и трагическая судьба украинского народа. Много несчастий выпало ему, и никогда украинцы не теряли надежды па свободу и независимость своей страны.

В XVIII веке в Украине ширилось гайдамацкое движение. Украинцы воевали с польской шляхтой за социальную и национальную независимость Правобережной Украины. Выступали они и против религиозного гнета. Высшим проявлением гайдамацкого движения было восстание 1768 года, известное под названием " Колиивщина".

В городе Баре было создано военно-политическое объединение - Барская конфедерация - для сохранения прав и привилегий польской шляхты и католической церкви. Толчком к выступлению конфедератов стало принятие закона, который уравнивал права католиков и не католиков. Конфедерация объявила крестовый поход против тех, кто не признавал унию. Конфедераты расправлялись с украинским населением Правобережья, грабили его, разрушали церкви. Против бесчеловечной жестокости шляхты выступили казаки. Восстание началось в районе Мотронинского монастыря возле Черкасс в мае. Очень быстро борьба охватила большую территорию Украины: Киевщину, Подолье, Волынь, Галичину, Прикарпатья. Восстание грозило охватить и Левобережную Украину. Господствующие круги Польши уже не могли сами расправиться с повстанцами, они обратились за помощью к правительству России. Боясь распространения восстания, царское правительство послало свои войска против повстанцев. Вожаки Зализняк, Гонта, Неодушевленный были предательски схвачены, отряды разоружены, восстание подавлено.

О гайдаматчине во времена Шевченко было написано очень мало. Все опубликованное поэт читал с большим интересом. И в оценке восстания он идет самостоятельным путем. В «Предисловии» он писал, что рассказывает о гайдаматчине так, как слышал от старых людей, в частности и от своего деда Ивана, участника восстания.

Поэма «Гайдамаки» имеет две сюжетные линии. Основная - широкое изображение гайдамацкого восстания. Вторая - взаимоотношения Яремы и Оксаны. Во вступлении поэт заявляет, что героем его поэмы будет восставший народ и его представитель - наемник Ярема. Эпилог является завершением первой сюжетной линии. В нем говорится о поражении гайдамаков и об их непокорность. В поэме все подчинено показательные причин нарастания народного гнева и большого размаха восстания. События разворачиваются в быстром темпе, картины идут в логической последовательности. Лирические отступления дают возможность поэту выразить мнения о событиях, свое отношение к героям произведения. Т. Шевченко будто живет с гайдамаками одними помыслами и желаниями, он и обращается к ним, как к родным: «Сыны мои, гайдамаки!» Автор показывает угнетенных людей, поднявшихся на борьбу, настоящими героями, творцами истории. И Шевченко среди своих мужественных и непокоренных героев:

Я не одинок, есть с кем в мире жить...

Я не одинок, есть с кем возраст дожить.

Поэма «Гайдамаки» имеет большое воспитательное значение и в наше время. Она воспитывает чувство гордости за историческое прошлое нашего народа, чувства верности своей Родине, чувство благодарности бесстрашным и мужественным борцам за независимость страны. Свое сочинение хочется закончить словами великого Кобзаря:

Той славы казацкой

Век не забудем!