Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
11 класс

Сожалению. Есть ли ему место в нашей жизни?

Сожаление, сочувствие, сопереживание, милосердие, добродетель... Неужели все это из другой жизни? Неужели у современного человека так очерствела душа, что, кроме собственного благополучия, спокойствия и достатка в своем отдельно взятом мире, ей ничего не нужно? И чужое горе не тревожит ее?

Наверное, такие люди есть. Были они и в прошлом. Будут и в грядущие века. Но не они характеризуют нацию, народ и любое сообщество людей: население моего города, жителей нашего дома, моих школьных учителей и товарищей. Все-таки большинству людей присуще чувство жалости.

Тема сострадания к тем, кто в беде, звучит во многих произведениях русской классической литературы. На Руси жалость и сожаление всегда вызывали арестанты - обиженные, как считали в народе, и наказаны властью люди. Сожалению не спрашивает, за что осужден человека. Он уже наказан за содеянное, а теперь его нужно пожалеть. Недавно я прочитала вот какую историю. Русский поэт XVIII века. Тредіаковський пошел смотреть казнь бунтовщика Емельяна Пугачева, которого считал врагом империи и действия которого публично осуждал. Перед тем как положить голову на плаху, Пугачев попросил у православного народа прощения и обвел взглядом толпу. И вдруг встретился глазами с Тредіаковським, которого узнал. Приближенный к императрице поэт должен был бы ликовать, что бунтарю и баламуту сейчас оттяпают голову. Так, наверное, считал Пугачев. Но в глазах Тредіаковського не было торжества. Осужденный прочитал в них боль, жалость и сожаление. Сам поэт, спеша до лобного места, не ожидал от себя таких чувств. Автор заканчивает рассказ так: «С этого сожаления вышла вся русская литература».

О. С. Пушкин «милость к падшим призывал» и сочувствовал узнику, что сидит «за решеткой, в темнице сырой». Сожалением к декабристов, сосланных в Сибирь, проникнута поэма М. Некрасова «Русские женщины». А написана она была почти через полвека после декабрьских событий. Весь роман Л. М. Толстого «Воскресение» - это роман о сожалению, об осознании вины и стремление искупить ее. В романе «Война и мир» писатель описывает, как фельдмаршал М. Кутузов объезжает строй русских солдат, что одержали победу над французами и заставили врага бежать. Кутузов благодарит воинов за героизм и храбрость. Но, поздравляя победителей, не забывает сказать, что разбитого, замерзшего француза, что убегает, теперь можно по-человечески и пожалеть. Подобных примеров и в литературе, и в жизни немало. Христианская религия (как и другие религии) основана на милосердии. Известная всему миру мать Тереза за свою бескорыстную и самоотверженную работу - помощь больным, бездомным и нуждающимся - награждена Нобелевской премией мира. Хотя не ради наград, думаю, всю жизнь трудилась эта легендарная женщина.

Увы рождается, когда ты пожалел птенца, выпавшего из гнезда, и принес его домой. Когда ты плачешь, читая, как Тема искал свою Жучку. Когда ты готов отдать свою котлету чужому голодному псу. Когда пожалієш уставшую после работы маму и сделаешь за нее домашние дела. И пусть ты в состоянии помочь жертвам землетрясений и наводнений, заложникам «Норд-Оста» и погибшим в небоскребах Манхэттена, но чувства сожаления не позволит тебе переключить канал и отвернуться от человеческой боли.

В нашей жизни, несмотря на его твердость, людей, умеют сочувствовать, больше, чем бездушных. Увы - это естественное состояние человека, а природа человеческая не меняется так быстро. Поэтому мы далеко еще не зомби и не манкурты: сожаления есть место в наших сердцах. Современному человеку, я считаю, надо научиться состраданию. Вот оно пока еще редкость в нашей жизни.