ИВАН ВЫШЕНСКИЙ
Вершиной украинской полемической
литературы конца XVI и первой половины XVII в. было творчество Ивана
Вышенского, который разоблачал не только римско-католических и униатских владык, а
и «власть мирскую», польско-шляхетских и украинских угнетателей.
Родился И. Вышенский где-то между 1545 -
1550 гг. в городке Судовая Вишня в Галичине (нынешняя Львовская область)
мещанской семье. Из произведений писателя видно, что он в молодые годы некоторое время
жил в Луцке и, возможно, в Остроге. Правдоподобно, что здесь и получил образование. И.
Франко высказывал догадку, что в образовании Вишенском помогал князь Острожский,
который обратил внимание на способности мальчика и оставил его при дворе.
Впоследствии
И. Вышенский постригся в монахи и жил некоторое время в Уневському монастыре. Где-то в
80-х годах XVI в. И. Вышинский оставил родину и отправился на Афон -
крупнейший тогда на Востоке центр православного монашества. Здесь он некоторое время
странствует по «святых обителях», а затем становится монахом Загребского монастыря. Под
конец жизни полемист заперся в пещере.
Живя
на чужбине, Иван Вышенский не был, однако, оторванный от Украины, он болел
за ее судьбу, старался быть ей полезным. Здесь, на Афоне, Вышинский начал свою
литературную деятельность - одновременно с первым поколением украинских полемистов Г.
Д. Смотрицким, Стефаном Куколем (Зизанієм) и др.
Первые
произведения Ивана Вишенского «Писание в всhх
обще в Лядской земли живущих», «Извhщение
краткое о латинских прелестях», написанные на Афоне в 80-х и начале 90-х
лет, получили большую популярность. Под конец XVI в. Вышенский уже
подготавливал к печати сборник своих произведений под названием
«Книжка».
Писателя
не раз уговаривали вернуться на родину. Но только в 1604р. он прибыл на
Украину. Сначала Вышенский остановился на несколько месяцев в Угорниках, где жил его
афонский друг И. Княгиницкий, а потом, очевидно, отправился во Львов, где
его уже давно ждали. Побыв в Львове недолго и не сойдясь во взглядах с
руководителями братства, И. Вышенский переехал сначала в Уневський монастырь, где
прожил около полутора года, а в конце 1606р. снова вернулся на Афон «спасаться в
пустынных местах».
В это время он пишет «Послание к
старицh
Домникии», послание к И. Княгиницкого (1610г.), ряд произведений: «Зачапка мудраго
латынника с глупым русином», «Позорище мысленное», «Послание Львовскому
братству» и др.
О
том, как и когда окончил Вышенский свою жизнь, нет достоверных сведений.
Умер он на Афоне, очевидно, в 20-х годах XVII века. В мемориале православных за
1621 год «Совhтование
о благочестии» речь идет о вызове с Афона на Русь «преподобных мужей», в том
числе и Ивана Вишенского. Но Вышенский не возвращался на Украину. А в 1633р.
некий монах Леонтий в письме львовского мещанина Николая Золоторуцького
вспоминает о «великого старца Иоанна Вишенского святогорца» уже как о
покойного.
Писательская
деятельность Вышенского вообще продолжалась более 25 лет.
Произведения
Вышенского за его жизнь почти не печатались, а долгое время распространялись в
рукописях. Из 16 известных ныне произведений полемиста лишь одно послание «Вот святое
Афонское горы скитствующих» было опубликовано в так называемой «Острожской книжице»
(1598). Позже, готовя написанное к печати, Вышенский оформил свою «Книжку»,
куда вошло десять его произведений с тремя предисловиями. Но эта книга в свое время
тоже не была напечатана, как и более поздние его произведения. Все они впервые увидели свет
во второй половине XIX ст.
Публикацию
произведений Вышенского осуществляли историки, литературоведы, писатели, в частности
М. Костомаров, С. Голубев, И. Франко, Г. Житецкий и др. Они же и написали ряд
отдельных исследований о творчестве писателя. Самыми ценными среди них являются труды И.
Франко, в частности монография «Иван Вишенский и его произведения» (Львов, 1895), в которой
дана подробная характеристика литературного наследия выдающегося
писателя-полемиста.
Отдельным
изданием произведения Вышенского в силу разных обстоятельств долгое время не выходили. Только
в 1955г. была издана в Москве книга: Иван Вишенский, Сочинения, Изд-во АН СССР,
Серия «Литературные памятники», а в 1959г. эта книга появилась и на Украине.
Выход в свет обоих изданий с подробным комментарием, примечаниями, разночтениями и
большой статьей И. П. Еремина является значительным достижением
литературоведения.