Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ

(1936-2004)

НИКОЛАЙ ВИНГРАНОВСКИЙ

Год рождения Николая Винграновского - 1936-й. Тот, что дал украинской литературе Ивана Драча, Владимира Пидпалого, Виталия Коротича; годом раньше родились Василий Симоненко и Борис Олийнык, еще годом позже - Евгений Гуцало. Почти все те, кого позже назвали поколением шестидесятников, кто вместе с немного старшими Григором Тютюнником, Линой Костенко, Дмитрием Павлычко, Виктором Близнецем и чуть моложе Валерием Шевчуком, Владимиром Дроздом и другими ознаменовали новую волну в украинской литературе, определяли лицо молодого тогда литературного поколения. Их называли «детьми войны». Действительно, на их детскую долю выпали тяжелые испытания военного лихолетья и послевоенного восстановления. И эти впечатления потом легли в основу многих их произведений. Но в то же время крупные исторические события, картины сдвиги мира, запавши в детское сознание, способствовали формированию такого душевного строя, в котором вызревали размах воображения, масштабность мышления, дух тревожной причастности к истории, чувства ответственности за судьбу своего народа.
Это поколение видело, как их матери, оставшись одни, не только кормили страну, а и крылом своим осінили будущее страны в детях своих... Как родители, возвращавшиеся с фронтов, - далеко, далеко не все, - израненные и калічені, становились к плугам и станков. Как старшие братья и сестры «вербовались» (или их мобилизовали!) на восстановление шахт Донбасса и заводов Запорожья. Как их ровесники (да и сами они!) учились урывками между прополкой свеклы в колхозе, заготовкой топлива для школы и всевозможной работой на приусадебном участке; читали при ночнике, писали между строк старых уцелевших книг, потому что тетрадей не было, а за учебниками занимали очередь, потому их и было по одному на класс, но мечтали (по крайней мере многие из них) стать непременно летчиками, моряками, учеными, дипломатами, артистами, поэтами...
Не слепой случай, а большая потребность нашего народа в духовном возрождении, в притоке новых творческих сил стояла за судьбой каждого из тех «детей войны» и вела их жизненными дорогами... Так и Николая Винграновского привела она с Богопільської (ныне Первомайской) школы на Николаевщине - за увлечения Шевченко, Пушкиным, Лермонтовым - до Киевского театрального института, «вывела» на Александра Петровича Довженко, безошибочное глаз которого сразу же выделило одаренного юношу, а счастливая рука «короновала» на судьбу артиста, кинорежиссера и поэта, на мучительную и счастливую причастность к вечного созидания духовности своего народа...
7 апреля 1961 года «Литературная газета», предшественница нынешней «Литературной Украины», вышла с заголовком на всю четвертую страницу: «Николай Винграновский. Из книги первой, еще не изданной. Фото красивого интеллигентного юношу, который гордо ступает киевской улицей, - и пятнадцать стихов, что с тех пор так и остались жемчужинами украинской поэзии: «Прелюдия Земли», «Звездный прелюдия», «Прелюдия любви» и другие.
Весомым актом поэтического самоутверждения Николая Винграновского стала его первый поэтический сборник «Атомные прелюды», вышедшая в 1962 году.
Следующая поэтический сборник поэта вышла через пять лет. Называлась она «Сто стихотворений», но на самом деле их было... девяносто девять. Это произошло вследствие разных цензурных вмешательств и «перетрясок», и такое несоответствие имело символический вид, потому что указывала на те трудности, которые поэту приходилось преодолевать на пути к читателю.
Нужна была большая душевная сопротивляемость, чтобы выстоять, остаться собой, говорить с читателем несфальшованим голосом. Николай Винграновский смог это сделать, хотя, конечно, он сам менялся: новые обстоятельства, новый жизненный опыт, природный внутреннее развитие, - а соответственно менялся и характер его поэзии. На место гражданской взрываемости начинают приходить рассудительность и роздумливість; патетические и героические интонации обрастали обертонами журливості, горечи, тихой радости.
Выразительным свидетельством дальнейшего творческого развития Винграновского стал сборник «На серебряном берегу» (1978). А в 1984 году вышла просто изумительная небольшая книжечка - «теплыми Губами и глазом золотым». В ней органично переплелись и картины природы, и воспоминания детства, и интимная лирика, и предметная реальность мира, и химерія, и сказка, и добрая затея, и юмор, и затамована жура...
Потом были еще поэтические сборники, была большая книга «Избранное» (1986)... Последняя же сборник - «Эту женщину я люблю» (1990) - содержит, кроме интимной лирики, еще и ранее не публиковавшиеся стихи с 1960-1970-х лет и новые стихотворения.
Еще давно, почти одновременно с поэзией, начал писать и прозу. Создал несколько повестей и много рассказов. Работал над историческим романом о Северина Наливайко.
Но из его прозаических произведений лучшие - это те, где воссоздан мир детства или сферу сосуществования человека и живой природы (а собственно, вся природа в Винграновского - в высшей степени живая). Вечная для литературы тема дружбы ребенка со зверем или птицей имеет в Винграновского свою особенность: в детях как бы восстанавливается единство живого мира, ощущение которой утрачено взрослыми.
Дети для Винграновского - не просто тема. Это и особое отношение к жизни, внутренне близкое ему. Не случайно, видимо, он с большой радостью писал стихи для детей и про детей. И в них, может, больше был собой. Потому достигал той свободы самовыражения, которая есть только в детстве и которую впоследствии человек неизбежно теряет. Его «детские» стихи - принципиально новаторские тем, что соизмеримы с детским воображением, с поэтичностью детской души. И проливают новый свет на природу всей поэзии Винграновского, в которой живет дарована людям в детстве непосредственность восприятия мира, парадоксальность фантазии и душевная чистота.
В конце концов, его «детские» произведения - никакие не детские (по крайней мере не специально детские): они для всех и о всех.