Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Батрацкие песни - тематическая группа сословных (общественно-бытовых) песен, мотивы которых связаны с жизнью и условиями труда сезонных рабочих, "строкарів" на помещичьих полях, пастбищах, промыслах» в артелях и др. Временное заработки распространилось после отмены крепостного права во второй половине XIX в. и охватило безземельное часть крестьян, которые в Восточной Украине с Полесья подавались в южные степи или промышленные районы Донбасса, а в Западной - с Галичины, Буковины в Молдавию на временные заработки. Выделение З.п. в отдельную группу от бурлацких, батрацких, батрацких является условным, поскольку характерные мотивы этих песен общие: сетования на тяжелую, "на чужой стороне" труд, горькую судьбу, злой быт, одиночество, разлуку с семьей и т.д. Все эти песенные новообразования использовали, переосмысливали традиционную поэтику, образы широкого спектра уже известной фольклорной песенности о семейной жизни, сиротство, казацкий и млечный быт. Например, в женских песнях о жизни наймички, строкарки трансформировано для новых обстоятельствах мотивы из семейных и свадебных песен о злой судьбе невестки, наймички и даже любовных песен ("Ой матушка-зорко", "Ой, пойду я лугом", "Брала девка лен", "Не пойте, петухи", "Ой попливи, вутко"). Подобное встречается и в других песнях о отработки и поденщину ("селезень Плывет по Дунаю", "Ой няню мой, няню", "По ту сторону гора"). Такая трансформация традиционной песенности как своеобразного клише характерна и для песенных новообразований городского промышленного пролетариата. Нередко примитивный, а то и вульгарный смысл, суржик - новая, но отнюдь не высшее качество такого фольклора, как это трактовала советская фольклористка (см.: Бурлацькі песни).