11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Как сохранить семью от разрушения (по роману Ю. Яновского «Всадники»)
Проблема семьи, родителей и детей всегда была актуальной. Еще древний философ Аристотель говорил о том, что между родителями и детьми существует пропасть, определенные противоречия, которые иногда заканчиваются трагически. Попробую доказать объективность этого тезиса на примере отдельных художественных произведений.
Вспоминаю роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?», в котором на фоне человеческой жизни вырисовывается образ Чипки и его матери. Матрена не знала счастья ни до замужества, ни тогда, когда вышла замуж и родила сына. В ее жизни - беда за бедой. Юридически свободна, в мире несправедливости она теряет свои права. В контексте нашей темы упоминается последний решительный шаг матери: когда Цепкая вырезал ни в чем не повинную семью Хоменко, Мотря разоблачает его преступление. Как относиться к поступку матери? Она не любила сына, не хотела сохранить семью, не желала ему счастье?! Нет. Матрена хотела родного ребенка видеть благоразумной и снабженной ее сердце переповнювалося радостью, когда Цепкая стал хозяином, женился на Гале. Свекровь полюбила свою невестку. Между ними было согласие.
Судьба. Казалось, улыбнулась матери. И это счастье было куцым: Цепкая снова начал заливать глаза водкой. Мать сделалась черной, она ждала смерти. А тут страшная весть о преступлении сына. Как действовать: замолчать или, может, рассказать властям? Мотря выбирает второй путь: выдает сына власти. ее последний шаг психологически мотивированным: совесть женщины-матери не позволила молчать... и совесть наказала преступление. Причиной гибели семьи становится жестокая жизненная несправедливость.
Несколько по-другому проблему разрушения семьи разрабатывает А. Тесленко в повести «Страчене жизни». В центре внимания - обычная крестьянская семья. Аленка - застенчивый, здравомыслящий - старшая дочь в семье. Родители не хотят ее судьбу связывать с землей, а потому и отдают девочку сначала на учебу в сельскую школу, а дальше к городской. Аленка - лучшая ученица. Много читает, ко всему проявляет любознательность. Она стремится к знаниям, грезит о работе учителя. Но мечты так и остались мечтами. Трагедия главной героини в том, что «большое», о котором она мечтала, о котором рассказывала своим друзьям, было для нее абстрактным порывом, не подкрепленным конкретными діями. ее протест против религии, лицемерных служителей церкви, земских деятелей, дикости и патриархальности крестьянского быта - это вызов честной, непримиримой ко злу, свободолюбивой человека из демократического окружения. Однако, сталкиваясь с действительностью, Аленка разочаровывается не только в идеалах, но и в жизни. Родители упрекают дочь за якобы напрасно потраченные деньги на обучение; заставляют писать клевету на родственников... И девушка, придя к выводу, что в мире зла, лжи и унижения нет места светлой натуре, кончает жизнь самоубийством. «Теперь отец и мать, сестренка обсадили вечное место ее любисточком, барвінками, вишенками, кленочками. На кресте берестовому, небольшом, прибили иконочку божьей матери. Отец светит вечером в доме, читает Псалтырь за упокой; мать голосит». Может бы и не случилось трагедии, если бы в семье была гармония, взаимопонимание?! Вопрос риторический!
Значительные разногласия между родителями и детьми проявляются во время испытаний: социальных, политических.
В повести Ю. Яновского «Всадники» - жемчужине творчества писателя - восемь новелл, «Двойной круг» - одна из них. В основе новеллы - шквал событий 1919 года: свирепствовали сабли, кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга. Андрей, белогвардейский офицер; Оверко, солдат Петлюровской армии; Панас, махновец; Иван человек коммунистической морали; четырнадцатилетний Саша - все они сыновья Мусия Половца. Воспитанные на традициях украинского народа, юноши стали выразителями различных классово непримиримых групп. Обострение классовых противоречий и обеспечивает конденсацию новеллы, в основе которой страшная жизненная правда: перед отцовской избой брат убивает брата. Безусловно, здесь есть определенная гиперболизация, однако идейная направленность новеллы в словах старого Мусия: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». Добавим от себя: в той семье будет покой, уважение, где родители и дети понимают друг друга, где родители не навязывают свою точку зрения, а помогают детям формировать опыт.
В драме А. Коломийца «Дикий Ангел» рассказывается о работника - пенсионера, главу семьи, который никогда не знал отдыха. Своих детей Ангел воспитывает в суровом трудовом ритме. Сын Павлик, учась, работает на заводе; среднего сына Федора отец случает к сверхурочной работе; Петру советует отдаваться любимому делу. Отец заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их семьи. Бывают в семье и недопонимание, однако отцовских морально-этических советов дети придерживаются в своей жизни. Самой же эмоциональной и выразительной является пятая картина драмы. На дворе у отца собирается вся семья возвращаются домой дети, соединяются влюбленные сердца. Встречают все родные, но...их покидает Платон, сердце которого после стольких жизненных испытаний останавливается. Отец уходит из жизни, память о нем остается в сердцах родных ему людей.
По нашему мнению, упомянутые произведении несут в себе мощный нравственно-воспитательный заряд. Они помогают молодому поколению ориентироваться в калейдоскопическом водовороте нашей жизни, способствуют осмыслению и выбору человеческих ценностей.
|
|