Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
Как сохранить семью от разрушения (по роману Ю. Яновского «Всадники»)

Проблема семьи, родителей и детей всегда была актуальной. Еще древний философ Аристотель говорил о том, что между родителями и детьми существует пропасть, определенные противоречия, которые иногда заканчиваются трагически. Попробую доказать объективность этого тезиса на примере отдельных художественных произведений.

Вспоминаю роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?», в котором на фоне человеческой жизни вырисовывается образ Чипки и его матери. Матрена не знала счастья ни до замужества, ни тогда, когда вышла замуж и родила сына. В ее жизни - беда за бедой. Юридически свободна, в мире несправедливости она теряет свои права. В контексте нашей темы упоминается последний решительный шаг матери: когда Цепкая вырезал ни в чем не повинную семью Хоменко, Мотря разоблачает его преступление. Как относиться к поступку матери? Она не любила сына, не хотела сохранить семью, не желала ему счастье?! Нет. Матрена хотела родного ребенка видеть благоразумной и снабженной ее сердце переповнювалося радостью, когда Цепкая стал хозяином, женился на Гале. Свекровь полюбила свою невестку. Между ними было согласие.

Судьба. Казалось, улыбнулась матери. И это счастье было куцым: Цепкая снова начал заливать глаза водкой. Мать сделалась черной, она ждала смерти. А тут страшная весть о преступлении сына. Как действовать: замолчать или, может, рассказать властям? Мотря выбирает второй путь: выдает сына власти. ее последний шаг психологически мотивированным: совесть женщины-матери не позволила молчать... и совесть наказала преступление. Причиной гибели семьи становится жестокая жизненная несправедливость.

Несколько по-другому проблему разрушения семьи разрабатывает А. Тесленко в повести «Страчене жизни». В центре внимания - обычная крестьянская семья. Аленка - застенчивый, здравомыслящий - старшая дочь в семье. Родители не хотят ее судьбу связывать с землей, а потому и отдают девочку сначала на учебу в сельскую школу, а дальше к городской. Аленка - лучшая ученица. Много читает, ко всему проявляет любознательность. Она стремится к знаниям, грезит о работе учителя. Но мечты так и остались мечтами. Трагедия главной героини в том, что «большое», о котором она мечтала, о котором рассказывала своим друзьям, было для нее абстрактным порывом, не подкрепленным конкретными діями. ее протест против религии, лицемерных служителей церкви, земских деятелей, дикости и патриархальности крестьянского быта - это вызов честной, непримиримой ко злу, свободолюбивой человека из демократического окружения. Однако, сталкиваясь с действительностью, Аленка разочаровывается не только в идеалах, но и в жизни. Родители упрекают дочь за якобы напрасно потраченные деньги на обучение; заставляют писать клевету на родственников... И девушка, придя к выводу, что в мире зла, лжи и унижения нет места светлой натуре, кончает жизнь самоубийством. «Теперь отец и мать, сестренка обсадили вечное место ее любисточком, барвінками, вишенками, кленочками. На кресте берестовому, небольшом, прибили иконочку божьей матери. Отец светит вечером в доме, читает Псалтырь за упокой; мать голосит». Может бы и не случилось трагедии, если бы в семье была гармония, взаимопонимание?! Вопрос риторический!

Значительные разногласия между родителями и детьми проявляются во время испытаний: социальных, политических.

В повести Ю. Яновского «Всадники» - жемчужине творчества писателя - восемь новелл, «Двойной круг» - одна из них. В основе новеллы - шквал событий 1919 года: свирепствовали сабли, кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга. Андрей, белогвардейский офицер; Оверко, солдат Петлюровской армии; Панас, махновец; Иван человек коммунистической морали; четырнадцатилетний Саша - все они сыновья Мусия Половца. Воспитанные на традициях украинского народа, юноши стали выразителями различных классово непримиримых групп. Обострение классовых противоречий и обеспечивает конденсацию новеллы, в основе которой страшная жизненная правда: перед отцовской избой брат убивает брата. Безусловно, здесь есть определенная гиперболизация, однако идейная направленность новеллы в словах старого Мусия: «Тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». Добавим от себя: в той семье будет покой, уважение, где родители и дети понимают друг друга, где родители не навязывают свою точку зрения, а помогают детям формировать опыт.

В драме А. Коломийца «Дикий Ангел» рассказывается о работника - пенсионера, главу семьи, который никогда не знал отдыха. Своих детей Ангел воспитывает в суровом трудовом ритме. Сын Павлик, учась, работает на заводе; среднего сына Федора отец случает к сверхурочной работе; Петру советует отдаваться любимому делу. Отец заботится о том, чтобы дети больше зарабатывали, ведь от этого зависит благосостояние их семьи. Бывают в семье и недопонимание, однако отцовских морально-этических советов дети придерживаются в своей жизни. Самой же эмоциональной и выразительной является пятая картина драмы. На дворе у отца собирается вся семья возвращаются домой дети, соединяются влюбленные сердца. Встречают все родные, но...их покидает Платон, сердце которого после стольких жизненных испытаний останавливается. Отец уходит из жизни, память о нем остается в сердцах родных ему людей.

По нашему мнению, упомянутые произведении несут в себе мощный нравственно-воспитательный заряд. Они помогают молодому поколению ориентироваться в калейдоскопическом водовороте нашей жизни, способствуют осмыслению и выбору человеческих ценностей.