Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Литвин Виктория

Образ Устины в повести «Институтка» марко Вовчок

Борцом за свободу и человеческие права угнетенных масс И назвал. Я. Франко выдающуюся писательницу второй половины XIX в. Марка Вовчка.

Писательница глубоко раскрыла бесчестность крепостничества как общественного строя, что несет человеку бедность, бесчестье, физические и моральные пытки.

Другом, наставником и учителем писательницы стал Т.Г. Шевченко, которому она посвятила повесть «Институтка».

Повесть «Институтка» - первая социальная повесть в украинской литературе. В повести жизнь крепостных противопоставлено жизни дворянства, отражен протест против насилия.

Экспозиция произведения - первый раздел, в котором описаны нравы Устины. Сквозь призму мировосприятия героини будет вестись рассказ о людях и событиях. Завязка произведения - приезд барышни и выбор Устины в горничные. Развитие действия - обострение отношений барышни с крепостными, его женитьба и переезд на хутор. Кульминация - столкновение барышни с крепостными. Развязка - отдача Прокопа в солдаты и переезд Устины до города.

В основу повести положен социальный конфликт - противоречия между помещиками и крепостными, нарастание стихийной борьбы трудящихся масс против угнетателей.

Через систему образов, через изображение жизни бесправной крепостной Устины писательница дает понять, что только в результате решительной борьбы трудящиеся массы могут обрести вожделенную свободу.

В изображении главных героев произведения Марко Вовчок мастерски использует основной художественный прием - антитезу.

Вот главная героиня повести - институтка. «И что же это за хорошая с лица была... Кажется, и не обрисовать такой крали» - это первое впечатление от встречи с барышней, а далее раскрывается истинное лицо этой барышни.

Ее рассказы бабушки о жизни в Киеве во время учебы в институте, ее интересы, обучение. Какую цель она преследовала находясь в институте («Чтобы я знала, чем себя между людьми показать»)?

Капризность, презрительное отношение к девушкам из простого народа - такие черты характера барышни проявляются при выборе горничной.

Противоположность между внешним видом и внутренним существом еще более показана в сцене раздевания барышни. Постепенно мы видим, что барышня действует как сформирована кріпосниця: жестокость, свирепость, звіроподібність в красивой маске.

Писательница психологически верно и глубоко показывает формирование человеконенавистничества помещицы. Когда она первый раз в припадке гнева ударил крепостную, то застеснялась, покраснела. Но поскольку сопротивления она не встретила, никто ее за это не наказал, то она ударила второй раз, потом третий... Неограниченность власти над крестьянами подогревала ее деспотизм, привередливость в характере, стимулировала развитие жестокости, а жадность росла в бессмысленную алчность, накопления. В результате дикой произвола - «во двор живая душа не наведается,- разве за делом,- и так робко оглядується, так поспішається, словно ему в пуще до зверя февраля идет». Вот к чему приводит безнаказанность.

Так образом институтки Марко Вовчок сказала людям: даже образованный крепостник остается кріпосником, лютым врагом народа. Молодому папе писательница не дает даже имени.

Сравнивая крестьянскую девушку Устину с помещицей, Марко Вовчок отметила моральное превосходство людей из народа.

Всю жизнь Устипн - это жажда свободы, ожидание ее, надежда на нее. Эта надежда помогает жить кріпачці в минуты тяжелейших жизненных невзгод. Па первый взгляд кажется, что Устипа слепо, пассивно повинуется крепостной судьбе. Нет, Устина просто очень мягкая и оптимистичная натура. Поэтому она сдерживает себя, снося жестокие издевательства барышни-кріпосниці. Ице и к тому не имеет зла к молодой, но такой немилосердной помещицы. Устина добра, то и хочет видеть добро в других. Однако Устина не молчит все время покорно. Хоть она и не выступает открыто против господ, но помогает Назару и Прокопу, которые не могут выдержать издевательств лютой барышни...

Она тяжело работала на поденке, зарабатывая себе на жизнь, жила без дорогого человека, вечно тревожась за нее и ожидая ее. Устина все же считала свою нынешнюю жизнь легким. Ведь она была па воли и имела такую ясную и дорогу цель: дождаться мужа.

Вот такой была Устина, с ее ясными мыслями, искренними чувствами и свободолюбивыми стремлениями. Тяжелые испытания не сломили ее, жизненные бури пронеслись мимо, а она выстояла и осталась такой, как была: жизнерадостным, веселым, остроумным, наблюдательным, исполненной чувства собственного достоинства. Поэтому ее образ-это воплощение лучших качеств женщины.

Образ Устины - это только один из тех, которые открывают прекрасную галерею образов трудовых женщин - величественных и благородных. Несравненно более благородных самых «благородных девиц».





Наиболее искренним среди крепостных выступает Прокоп. Он не только мечтает о свободе, он понимает, что за свободу надо бороться, и в этом убеждает и Назара, и Устину. Он первый осмеливается поднять руку на защиту человеческих прав. «Нечего, сударыня, нечего... Этого уже не будет! Хватит!» - твердо заявляет он барышне, которая подняла руку на бабушку.

Оптимизм - одна из черт характера Прокопа. Он человечный, добрый, справедливый, искренний в отношении к людям. Прокопа за непокорность есть такой же отдают в солдаты.

В образе Прокопа писательница показала тип крепостного-протестанта.

Решительным и волевым протестантом выступает и барский извозчик Назар. Растет он в тяжелых условиях, однако всегда веселый, шутливый. Он ненавидит крепостное право и мечтает вырваться из него бегством.

И Прокоп, и Назар, и жена Назара Катя-это люди, которые не мирятся со своим положением и ищут путей для освобождения от рабства.

Кроме жестоких и бездушных господ, писательница в своей повести показывает нам и господина «доброго», типичного барина-либерала, которым выступает полковой врач, муж барышни.

Образ барина-либерала она подает в развитии. Сначала это гордый врач, счастливый жених барышни, а потом безволен, покорный, «квач», «дурак», «не бьет, не ругает, и ничем и не заботится».

Реализм и народность, художественное мастерство и богатство языка сделали повесть Марка Вовчка «Институтка» лучшим антикріпосницьким произведением.