Художественное вещание, что является практическим воплощением художественного языка, имеет две основные разновидности: поэзия (стихотворение) и прозу. Под
поэзией (с греческого - творчество) понимают ритмически организованная речь, постале на основе конкретно-исторической версификационной системы. Срок стихотворение (с латинского - повтор, поворот) имеет несколько значений, одно из них следующее: стих - это ритмически организованная речь с целью усиления ее выразительности и эмоциональности (отсюда его частое использование в лирике). Амбивалентность (взаимозаменяемость) этих терминов проявляется еще и в том, что стихотворные произведения определенного поэта, нации или эпохи называют поэзией.
Стихотворная речь характеризуется своеобразием интонации и особым темпом, связанным с большим количеством пауз. В связи с этим удельный вес и смысловое значение каждого слова в контексте стихотворения усиливается. Кроме того, стихотворная речь характеризуется установкой на музыкальное звучание. К основным средствам организации стиха относят: ритм, стопа, размер, рифму, строфу (различают еще астрофічний и нерівнострофічний стихи) и т.п.
Под ритмом (от греческого - такт, размеренность, согласованность) понимают закономерное чередование во времени подобных явлений, упорядоченное движение. В прозе
, где ритм менее заметен, чередуются словосочетания и предложения (синтагмы). Стихотворный ритм более выразительный, потому что имеет звуковую природу.
Стихотворный ритм встает и через соотнесение стихов (стихотворных строк - еще одно значение термина „стих") как співмірних отрезков, возникает благодаря динамичному их сочетанию. Ритм может формироваться и за счет долгих и коротких слогов (античное стихосложение), и за счет их количества (силабіка), и за счет принципа наголошеності и ненаголошеності (силабо-тоника), и за счет ударений в стихе (тоническое стихосложение). В поэтическом тексте ритм создает впечатление „плавности" или „стремительности", других признаков экспрессивности, широкий диапазон переживаний - от печали до радости. В ритме отражаются конкретно-исторические свойства (классическая украинская поэзия отличается от античной или давньоперської), черты национального мировосприятия.
Ритм стиха в силабо-тонической системе определяется характером чередования ударных и безударных слогов, длиной віршового строки (количеством стоп в нем), отсутствием или наличием цезуры (паузы) и видами клаузул (т.е. ритмического окончания строки, начиная с последнего ударного слога).
Единицу измерения и определение віршового ритма называют стопой. Это - кратчайший отрезок определенного віршового метра (размера), сконцентрированного в группе составов с относительно неизменным ударением (ритмическим акцентом). В зависимости от количества складов в украинской силабо-тонике стопа чаще всего бывает: 1) двухсоставная (ямб, хорей, пірихій, спондей), 2) трискладова (дактиль, амфібрахій, анапест, бакхій, молос) и 3) чотирискладова (пеон).
Определяющим условием структурирования стихотворения является определение его размера (метра). Для тонической системы стихотворный размер характеризуется количеством ударений, для силлабической - количеством складов, для силабо-тонической - количеством стоп, характером этих стоп и местонахождение цезуры (если она есть). Например, стихотворение „Сувид" Лины Костенко написан п'ятистопним ямбом с переменной цезурою после второй стопы:
Здесь Сувид везде. // Он ходит по росе.
Вчера он прикинулся сосной.
То лошадей поит в Десне,
а то, как гром, // грохочет за Десной.
Рима (с греческого - мерность, соизмеримость, согласованность) - суголосся окончаний в смежных и близко расположенных словах, которые могут быть на месте клаузул (внешняя рима) или находиться в середине віршового строки (внутренняя рифма). Риме отводится главенствующая роль в лирической композиции и строфотворенні, другими ее функциями являются: эстетическая, ретардационная, мнемотехнічна (помогает запоминать), магическая, ритмоінтонаційна, жанрововизначальна т.д. Рифмы делятся: 1) по месту ритмического акцента (ударения) в суголосних словах на окситонні (мужские) и парокситонні (женские), дактилічні и гіпердактилічні; 2) по качеству созвучий - на богатые и бедные; 3) за полнотой суголось - точные и приблизительные; 4) по расположению в строфе - смежные (парные), перекрестные, кольцевые (охопні), тернарні, кватернарні. Игорь Качуровский выделяет такие разновидности рим: открытые и закрытые; нерівноскладові и різнонаголошені; омонімічні, тавтологические и повторные. В белом стихе рифмы отсутствуют.
Строфой (от греческого - поворот, изменение, круг) называют фонічно викінчену віршову соединение, которое повторяется в поэтическом произведении, объединенную в основном общим римуванням, представлена интонационной и ритмико-синтаксической целостностью, отграничена от аналогичных соединений заметной паузой и другими факторами (окончание римового ряда, относительная смысловая завершенность и т.д.).
В силабо-тонической системе различают следующие виды строф, обусловленные структурой стиха: одновірш (моностих), двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), п'ятивірш (квинта), шестивірш (секстина), восьмистишие (октава), дев'ятивірш (нона), десятивірш (децима) и др. Это
простые строфы. Строфы, формальные признаки которых закреплено, превратились в литературный канон. Их называют канонизированными (по И. Качуровським) или „твердыми" строфическими формами. К таковым относятся: сонет, триолет, рондо, рондель, рубаи, ріторнель, баллада, танка, хокку (гай-ку), шлока, бейт и др.
Поэзии, что их нельзя разделить на строфы, называют астрофічними (как думы, „Поставлю хату і кімнату..." Т. Шевченко и т.д.). В то же время поэтическое произведение, в котором уживаются рядом разные строфы, называется
нерівнострофічним. Нерівнострофічною есть, например, поэма Т. Шевченко „Гайдамаки".
Несмотря на сходство между прозаическим (от латинского - прямая речь) (невіршовим) речью и разговорной речью, эти понятия не являются идентичными (тождественными). Некоторые и до сих пор считает, что в повседневной жизни он пользуется „прозой" (как известный герой Грибоедова). Прозаические произведения имеют свою сложную и внутренне закономерную структуру, которая принципиально отличается и от віршового ритма, и от общенародного языка, требуя от автора не меньшего мастерства, чем стихотворение.
Основной целью и поэзии, и прозы является создания художественных образов, однако средства первой отличаются от второй. Если поэзия базируется на звуковых паралелізмах, то прозу формируют в основном
синтаксические паралелізми. Тропы в прозе играют заметно меньшую роль, чем в стихе. Если для поэтического вещания источником „художественной энергии" часто выступает взаимодействие разнообразных тропов, то для прозаического наиболее характерной является взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. Важное значение для прозы имеет сюжет, характер обстоятельств и персонажей, задействованных в произведении.
Лирические, эпические и драматические произведения могут быть написаны как віршовано языке (поэзией), так и прозой. Например, эпический (или лиро-эпический) роман в стихах Лины Костенко „Маруся Чурай". Хотя, преимущественно, эпические произведения тяготеют к прозаического выражения, а лирические или лиро-эпические - до стихотворного. Отсюда и путаница, когда эпические произведения называют прозаическими, а лирические - поэтическими.
Часто говорят о ритмизированную прозу. Ритм прозы чаще всего встречается в эпических произведениях, написанных прозой и создается он относительно закономерным чередованием однотипных или различных языковых единиц - звуков, синтагм, определенным размещением слов и словосочетаний в предложении или абзаце. Для ритмізованої прозы характерны и следующие семантические особенности: эмоциональная напряженность, лирическая взволнованность, поэтическая образность. Лирические вопросы, восклицания, повторения определенных музыкальных приемов имеют эмоциональную природу. Именно эмоциональное содержание зачастую подсказывает переход к ритмізованої прозы. Автор использует ритмизированную прозу в особо лирических местах эпического произведения
78. Ритмизирована проза встречается в произведениях М. Гоголя, М. Черемухи, В. Стефаника, А. Головко, Ю. Яновского, О. Довженко т.д.
Преимущественно небольшой по размеру лирическое произведение, написанное прозой, называют „поэзией в прозе" (или стихотворением в прозе). Особенно развивался модернистами. Выступали в этом жанре Днипрова Чайка („Морские рисунки"), Г. Черемшина („Симфония"), А. Кобылянская („Розы"), В. Стефаник („Амбиции") и др.
Отдельно следует уточнить этимологически родственные термины „верлибр" и „свободный стих". Верлибр (с французского - свободный стих) - разновидность стиха, ритмическая единство которого основано на относительной синтаксической завершенности строк и на их интонационной сходства. Верлибр не делится на стопы, строки имеют разную длину, разное количество ударений, произвольно расположенных, он не имеет рим и, как правило, не делится на строфы. Источники верлибра находят в фольклоре, его основоположником считается американский поэт Уолт Уитмен. В украинской литературе верлибр использовали М. Вороной, А. Олесь, М. Семенко, Ю. Тарнавский, Е. Андиевская, Г. Кудлик, В. Голобородько и др. Верлибр стал основной разновидностью поэтического вещания в постмодерной поэзии.
Зато свободный стих (его еще называют вольным стихом) - это стих, который, в отличие от канонических нормативов силабо-тоники, имеет произвольное количество стоп при сохранении традиционного рифмовки и закономерного распределения ударений. Сначала свободный стих появился в байках, что использовали непринужденную беседу, живые интонации, а значит - разную длину фраз, строк (см. басни Л. Глебова). Впоследствии свободный стих распространился на другие стихотворные произведения.