Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Конфликт (лат. conflictus - столкновение, столкновение) - столкновение противоположных интересов и взглядов, напряжение и крайнее обострение противоречий, что приводит к активных действий, осложнений, борьбы, сопровождаемых сложными коллизиями. В зависимости от сферы жизнедеятельности людей К. разделяют на производственные, общественные, политические, бытовые. Они, творчески трансформированы воображением художника соответствии с его замыслом, питают К. художественных произведений и реализуются прежде всего в сюжете. Поэтому сюжет трактуют как форму художественного освоения и осуществления К. В зависимости от динамики зарождения, созревания, развертывания, обострения и разрешения К. выделяют компоненты сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Художественный К., как созданный писателем энергоноситель художественного мира, имеет в себе зародыш целостности произведения, авторского мировоззрения, эстетическую мотивацию всех компонентов произведения. Поэтому вне контекста произведения, в котором реализуется художественный К., несовершенной является классификация К. по тематике (производственные, политические, бытовые, морально-этические), типичностью (типичные, атипичные), удельным весом в структуре произведения (главные, второстепенные), по сфере бытования (внешние, внутренние), за гранями духовного мира (конфликт между разумом и чувством, долгом и честью), за приматом биологического и социального в человеке (сексуальные влечения, физиологические потребности, моральные нормы, политические догмы). С точки зрения художественного воплощения этих разновидностей, существующих или созданных воображением писателя, литературоведы прежде всего интересуются двумя типами К.: 1. К., персонифицированные в группы действующих лиц с определенными ярко очерченными характерами, которые действуют в соответствующих обстоятельствах. 2. К., текстуально материализованные в системе многоголосие, которое воспроизводит автор от себя или через рассказчика, лирического героя в формах исповеди, монолога, описания, медитации и т.д. Если от античности до новейших времен доминировали яркие К. в форме столкновения, стычки необычного личностей (трагедии Эсхила, Сенеки, П.Корнеля, Ж.Расіна, Шекспира, комедии Аристофана, Ж.-Б.Мольера, П.Бомарше, К.гольдони, Н.гоголя, драмы д. дидро, Г.-Е.Лессінга, Г.ибсена, м. старицкого), то в конце XIX в. и в XX в. в литературе осваивались такие способы раскрытия К., которые требовали сотворчества читателей и зрителей, пристального внимания к подтексту, к игре тех мотивов, которые бушевали в душах действующих лиц, но не выходили на поверхность сюжета. Л.Толстой и Ф.достоевский, А.Чехов и Б, б. шоу и В.Винниченко открывали глубины психологических, морально-этических, идеологических К., которые драматизували рассказ, повествование, монолог. Писатели овладевали полифоническим словом, которое, помимо сознания говорящего, несло в себе "чужое" сознание, наснажувалося духовными и идейными коллизиями К. Диалог, прямая речь, поток сознания отражали внутреннюю конфликтность духовного мира, порожденного антиномиями мира, культуры, состояния общественного сознания. Сократовская ирония, смихова народная культура, скорбь и іронізм романтиков, раздвоенность и растерянность ірраціоналістів рубеже ХІХ-ХХ вв., екзистенцій-на одиночество человека эпохи тоталитаризма - все это питало неявные конфликты, которые обеспечивали произведению высокую степень драматизма, но через чувствительного к подтекста читателя. Значимость и эстетическая ценность К. в художественной литературе определяются не столько их разнообразием в связи с расширением тематических пластов, сколько с углублением вертикальной структуры художественного К., которая погружена в подтекст произведения и завершается в читательском восприятии текста. Поэтому фабульно-сюжетная развязка К. не может быть обязательным каноном его художественного освоения. Произведения без сюжетно-событийной развязки К. могут быть не менее конфликтно-взрывными в читательском восприятии (новеллы Гр. Тютюнника, повести Б.Харчука, Вал. Шевчука, поэзия Олега Ольжича, роман У.Самчука "Чего не лечит огонь"). Когда художественный К. ушел в глубины произведений, в сотворчество писателя и читателя, то он стал более утонченным, розгалуженішим, художественно убедительнее, эстетически дійовішим.