Борис Гринченко начал свою творческую деятельность с тех времен, когда сознательных украинских культурных сил было очень мало. Писателя называли «настоящим апостолом украинского национализма», «голосом совести украинства», который очень выделялся своим «болезненно обостренным чувством национальной и социальной несправедливости». Так писали о Гринченко выдающиеся культурные деятели уже после его смерти. А по жизни его очень часто критиковали. Единственное, что не вызвало нареканий - это его этнографическая деятельность.
Борис Гринченко вырос в змосковленій семьи, в которой украинском не только не разговаривали, а еще и относились враждебно ко всему мужичого. Писатель вспоминал, что лишь на 14-м году жизни «Кобзарь» Тараса Шевченко сделал из него «украинского национала». И с этого времени юноша начинает записывать все украинское, что слышит вокруг себя: песни, сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки и даже отдельные слова. К каждой записи он не ленился добавлять, от кого услышал украинское слово, в каких условиях это происходило.
Семнадцатилетнего Гринченко за распространение нелегальной литературы был арестован, а затем ему было запрещено продолжать обучение. Позже он приложил огромные усилия, чтобы получить должность учителя земской школы, и в течение многих лет учительствовал в селах Харьковщины и Екатеринославщины. И где бы он не был, писатель пытался вырваться из иноязычного окружения. Он селился там, где можно было «словом своим родным перемолвиться, ...родную песню услышать».
Молодой учитель искал оригинальные образцы устного народного творчества, изучал и систематизировал записанное. Собирая фольклор, он неутомимо учится живого языка, всегда удивляется многокрасочности родного слова. Во время записи песен Гринченко обращает внимание на то, что в разных селах существуют разные варианты одной песни, отмечает особенности того или иного варианта, размышляет над причинами возникновения этого интересного явления.
Работая как фольклорист, Борис Гринченко все больше убеждается в том, что часть людей живет в родном краю, как чужие, потому что не знает ни языка, ни культуры, ни чувств собственного народа. Причину такого отчуждения он усматривал, прежде всего, в том, что общество недооценивает значение родного языка для образования; в том, что украинцы не могут прочитать украинскую книгу. Борис Гринченко стал составлять сборники произведений старых и новых авторов, записывал тексты печатными буквами. И самое главное, что делал учитель, - это его домашние задания ученикам. Он просил их записывать народное творчество своей местности. Не удивительно, что многие его ученики стали активными собирателями устной словесности. Гринченко только учил их, что «каждую пьесу (опріче поговорок и прочей мелюзги) надо писать на отдельной карточке (четверти листа) хоть и на нескольких карточках, но так, чтобы каждая вещь была врозь». Писатель советовал, чтобы сборщики соблюдали подлинности народных выражений при записывании прозы. «А то иногда заметно у Вас літературню ходу в языке, языков выправки сглазили. Как говорят, так и записывайте», - поучал фольклорист начинающих.
Все, что собрал сам, что записали и отправили ему другие, Борис Гринченко упорядочил и издал. Но материала собралось столько, что писатель спешил делать все, что от него зависело, чтобы успеть воспользоваться благоприятными обстоятельствами и как можно скорее выдать новые тома фольклора. Фундаментальное четырехтомное собрание Гринченко поражает объемом собранного материала, научной классификацией и систематизацией. «Этнографические материалы...» объединяли различные жанры фольклорной прозы - мифологические сказания, легенды, предания, сказки, анекдоты, приметы, поверья, заговоры, поговорки и загадки. Появление книг вызвала восторженные отзывы многих любителей украинства.
Борис Гринченко никогда не забывал про свое первое увлечение - о фольклоре. Он издал несколько сборников народной прозы и лирики, в предисловиях к которым высказал много ценных мыслей о непрерывности устного народного творчества, отрицая пессимистическую теорию о ее постепенную гибель. Гринченко доказывал, что фольклор может меняться, как меняется жизнь, может приобретать новые формы, но он никогда не погибнет, пока будет жить народ и его язык.