10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАРКО КРОПИВНИЦКИЙ
Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого (по пьесам «Дай сердцу волю, заведет в неволю», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Мироед, или же паук»)
Марко Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как великий актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам при случае создавал декорации к спектаклям, увлекаясь живописью. И особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он автор десятков пьес. Иногда они писались в спешке, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и поэтому часто после премьеры драматург снова правил, менял, убирал. Но, несмотря на это, и сегодня его пьесы составляют украшение репертуаров многих театров.
Выразительной признаком его драм было гармоничное сочетание украинской этнографии с актуальными проблемами общественной жизни, где отчетливо раскрывалось тяжелое и одновременно високодуховне народную жизнь.
Пьеса М. Кропивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю» знакомит нас с группой сельской молодежи середины XIX века. ее очень интересно читать, потому что все время напрашиваются параллели с современной действительностью; что-то сегодня кажется наивным, к чему хочется внимательно прислушиваться. Например: «Будем же гулять честно, тихо и смирно, как следует честному и уважаемому парубоцтву, так, как гуляли наши деды и отцы... Хозяйку на вечеринках уважать и чтить, как мать, с девушками обращаться с уважением; и не забывать, братця, что честная девушка - то есть красота и честь всего села».
На протяжении всей пьесы Кропивницкий доказывает, что главное - это верность своим моральным законам. их придерживались наши прадеды долгие века, и до них нам надо возвращаться.
Мотивы любви барина с крестьянской девушкой, которое заканчивается для нее трагически, мы находим в пьесе Кропивницкого «Пока солнце взойдет, роса глаза выест». Она читается на одном дыхании, ибо полна динамичности в развитии событий, характеры героев выписаны очень колоритно, жизненно.
Пьеса похожа внешне на мелодраму - такой ее делают преувеличенные страсти, драматические эффекты во время изображения препятствий на пути к счастливой жизни Оксаны и Бориса. И крестьянская дочь Оксана, что стремится научиться грамоте, и Горнов, новый тип интеллигента, которому близки народнические идеи, и приспособленец и перевертыш Гордом Поваренко - все они реалистично изображены на фоне деревенской жизни и отношений бедноты с богачами.
Марко Кропивницкий раскрывается перед нами как глубокий психолог в социально-бытовой драме «Мироед, или же Паук». Он очень выразительно изобразил сельского ростовщика, что дает основания назвать эту социальную пьесу наивысшим достижением драматургического наследия художника. В ней воспроизведен одну из типичных ужасных трагедий дооктябрьской действительности - гибель молодой женщины через коварство представителей господствующего класса.
Сначала мне показалось, что Кропивницкий прибег к показу традиционного любовного «треугольника», и углубившись в текст, я понял, что, хоть интимной теме и отведено много места, и она играет лишь вспомогательную роль. Главное - раскрытие психологии новоявленного эксплуататора как олицетворение темной силы на селе: «На что же и деньги тебе, на бісового отца они, когда на них можно купить весь мир?» В конце пьесы гибнет Елена, чьи мысли и мечты о счастливой жизни разбиваются о стену социальной несправедливости. Бычка убивает Андрей, который берет этот грех на душу, чтобы наказать за подлость хищника-лицемера. И еще долго в моей душе остается чувство отвращения и презрения к Бычка, что есть «паук, одно слово - паук». Сожалению страдницю Елену и трудолюбивого Андрея, которых постигло тяжкое испытание.
Видимо, в том и заключается непревзойденный талант М. Кропивницкого, что его пьесы после прочтения еще долго тревожат душу, заставляют задуматься над действительностью, над нормами морали и собственной жизнью.
|
|