Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Григорий Косынка
Новелла Г. Косынки «Мать»: психологизм художественной детали

Вдумчивый психолог, реалист-диалектик,

человек, раз и навсегда отдала свое перо

борьбе за утверждение на родной земле основ

всечеловеческого гуманизма, писатель по праву

может считаться одним из самых талантливых

основателей молодой литературы Украины.

В. П. Моренец, Ю. Г. Фалько



Григорий Косынка (настоящая фамилия - Григорий Стрелец) - выдающийся новеллист 20-х годов. Его новелістичні дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном с Девич-горы. Согласно миропонимания и мироощущения, Косынка не стал послушным иллюстратором придуманных властью и критикой побед революционных идей в пожовтневій Украине. Он реально воспроизводил события, относился к правящей идеологии с позиций народной истории и каждую идею «выводил» из души конкретной личности. Идя в своих художественных обобщениях от «малого» (детали) до «большого», от психологии на первый взгляд незначительного факта к его философии, талантливый художник слова открывал драмы и трагедии, а не победы и триумфы революции элементы психологизма, используемые писателем, углубляли те душевные изломы, что происходили в человеке. Как следствие, через чувства и думы отдельного человека рельефнее в новеллах Г. Косынки вставала судьба народа и края, точнее вырисовывался путь человечества к истине.

Новелла «Мать» в этом плане является уникальной и неповторимой. В центре внимания новеллиста - одна семья. События, изображенные в произведении, происходят вечером, ночью и утром. В семье бедного крестьянина умирает мать. Надежд на ее спасение мало. Однако сын Андрей, как и другие члены семьи, не хочет смириться с тем, что в дом придет смерть. Поэтому и собирается привезти врача из Зеленозміївки, хотя надежд на спасение мало. К тому же вокруг идут бои. Перед отъездом Андрей просит у матери прощения: «Простите меня, мама...».

Весь сюжет новеллы построены в основном на действиях, размышлениях, определенных поступках юноши. И лаконично реальные картины той ночи, будто цветок в венок, вплетаются внутренние монологи, которые переполняют душу и сердце. Андрей становится участником событий в польском войске, но это не волнует его. Он мыслью несется к дому, родному дому, где «лежит растрепанная мать, что рвет с горячки на себе рубашку». Он понимает свой долг перед матушкой. Не смотря ни на что, верит, что успеет привезти врача. В лоне ночи - военные столкновения: стреляют поляки, немцы, большевики. Много смертей, но то чужие люди, которых юноша воспринимает как врагов матери. У парня появляется мысль убить «хоть одного из армии, кто носит ржаной воротник пшеницы». И не потому, что он имеет другую идеологию, а потому, что мешает спасти мать.

В центре внимания писателя - новеллиста - диалектика души человека, которая не прониклась большевистской идеей. Для Андрея мать - это самое дорогое; то его собственную боль. Такому восприятию в большой мере способствуют повествования от первого лица, внутренние монологи. Настроение парня углубляется динамическими пейзажами как средствами психологической характеристики: «...на телеге лежит сослан брезентом пожатий пырей, а в передке чернеет старая кирея»; «тучи заслонили под лесом кавалерию», «в избе стол черный, аж вилискується под лепом»... В лаконичных пейзажных картинах соединены моторные и зрительные образы: Андрей все видит и слышит. При чем, замечает то, чего бы, казалось, при данных обстоятельствах можно и не заметить: «... а блестящая печь стоит поколупана до кирпича»; «... лепешка с дрібком соли...», «... окна большие и малые»... Действенность пейзажа, его активная роль достигается прежде всего использованием цветов: черного цвета подбирают зрительные образы. Несколько раз апокаліптичність изображаемого автор подает через нагнетание двух цветов: «...черное солнце втикане багрово-красными стрелами на ветер».

Ярким психологическим мовностилістичним средством в новелле есть эпитеты, метафоры, сравнение, персонификация, нагромождение глаголов. Эпитеты использованы в описании внешности матери, которая символизирует материнство, олицетворяет вечный покой и стабильность; для характеристики поляков (их шинели имеют ржаной цвет), внутреннее состояние Андрея передано персонифицированной метафорой («...за селом стонет под копытами земля»). Пейзажная живопись и психологический анализ тесно связаны между собой и способствуют глубокому раскрытию образа одного из главных героев, нравственный идеал которого - в сложном, противоречивом мире сохранить семью.

Важную роль в новелле играет внутренний монолог, который автор строит с помощью риторических вопросов, знаков, смущают душу читателя: «Разве можно было сказать этой потайной собаке о смерти моей матери? Разве можно?» «почему моя мать так плотно стиснула губы, как и мертвый солдат?». Одним из психологических средств является диалог. Он двигает сюжет новеллы, приближает боевые действия, которые являются фоном для самого главного для Андрея - тревоги за жизнь матери, к пониманию главной идеи новеллы. Используя простые синтаксические структуры, автор достигает лаконичности повествования. Мастерство Г. Косынки заключается в том, что он на примере одной семьи рассказал о трагической жизни украинского крестьянства и пришел к выводу: длительные душевные надломы находят свое проявление в исключительно напряженных событиях.