СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
Степан Васильевич Васильченко (Панасенко) родился 8 января 1879
г. в городке Ичня на Черниговщине в бедной семье ремесленника. Трудовая атмосфера, в которой рос Васильченко, обучение в Коростышевской семинарии и Глуховском учительском институте накануне и во время революционных событий 1905
г., "неспокойная", по его выражению, труд "неблагонадежного" учителя в сельских школах на Киевщине и Полтавщине, а также усиленный интерес к народному творчеству, к поэзии Шевченко, мировой классики,
- все это способствовало обогащению жизненного и художественного опыта будущего писателя.
В литературный процесс Васильченко включился зрелым художником со своим собственным поэтическим
голосом в 1910г., когда
появились в свет такие оригинальные произведения, как "Мужицкая арихметика", "Ужин", "У господ", "На чужбину", "Цыганка" и др., проникнуты любовью к человеку труда, утверждением веры в победу социальной справедливости. Этому предшествовали длительные годы становления идейно-эстетических взглядов писателя, напряженных поисков идей и форм художественного осмысления действительности.
Не случайно одной из ведущих тем творчества Васильченко есть жизнь народных учителей, которое было ему - педагогу по специальности и призванию - особенно близким. "Записки учителя" (1898 -
1905) и другие дневниковые записи, куда Васильченко, по его признанию, систематически "заносил свои учительские горести и обиды", стали впоследствии документальной основой многих реалистических новелл и рассказов.
Дебютировал писатель на литературной ниве рассказу "Не
устоял" (напечатано в 1903г.).
Впоследствии писатель значительно доработал этот рассказ и опубликовал на украинском языке под названием "Антон Вова"
(1910) (в последующих изданиях - "Вова").
В 1910 - 1912 гг. Васильченко пишет и печатает цикл новелл и рассказов, посвященных учительской теме ("Ужин", "С самого начала", "Божественная Галя", "Над Росью", "Грех" и др.).
Проблема воспитания нового человека в значительной мере обусловила обращение Васильченко к художественной обработки детской тематики, органически связанной с произведениями об учителях. Глубокое понимание психологии ребенка позволило Васильченко показать в своих произведениях интересный, поэтический духовный мир ребенка. Нельзя без волнения читать психологические этюды писателя "Дождь", "Дома", "Васильки", "Петруня", рассказ "Роман", "Вечером", "Свекор", "Басурмен" и др. Оптимизм Васильченко с особой выразительностью оказался в одном из лучших его произведений, посвященных детям, - "Цыганка".
Небольшой цикл в творчестве Васильченко составляют рассказы, в которых говорится о одаренные натуры из демократических низов, о судьбе народных талантов ("На хуторе", "У господ", "роскоши" и др.).
Настроения возбужденного революционными событиями села отбил Васильченко в новелле "Мужицкая арихметика", что принадлежит к высшим достижениям писателя-реалиста. Жестокую правду жизни крестьянской бедноты раскрывает Васильченко в новелле "На чужбину". В новелле "Осенний эскиз" ("Из осенних воспоминаний. Эскиз", 1912) Васильченко ставит вопрос глубже, общественное объемнее - путь сельской молодежи в революцию.
Отдельный цикл в художественном наследии Васильченко составляют произведения, написанные под непосредственным впечатлением от первой мировой войны, в которой писатель участвовал с 1914
г. вплоть до Февральской буржуазной революции. В "Окопному дневнике", рассказах "На золотом лоне", "Во святой гомон", "Ядовито цветок",
"Черные маки" и
др. Васильченко изображает ужасы империалистической войны, печальные будни людей в серых солдатских шинелях.
Интересной страницей наследия Васильченко есть драматические произведения, преимущественно одноактные пьесы, которые по тематике и многими художественными средствами органично близки его прозе
(например, пьеса-шутка "На первые шишки").
После победы Октябрьской революции Васильченко включается в процесс созидания социалистической культуры. В рассказах, посвященных советской современности ("Приблуда", "Красный вечер", "Авиационный кружок", "Оловянный перстень" и др.), писатель показывает зарождение чувства коллективизма в психологии юных граждан, поэтизирует романтику труда как творчества.
Много работает Васильченко в советское время и над произведениями из жизни дореволюционного прошлого ("Петруня", "Талант", "Окошко", "Осенние новеллы" и др.). Показательным в этом плане является цикл "Осенние новеллы" (посвященный 1905
г.), который писал Васильченко, начиная с 1923
г., на протяжении почти десяти лет. Одна из художественно самых совершенных новелл цикла - "Мать" ("Чайка").
Творчество Васильченко советского времени обозначена расширением тематического и жанрового диапазона, об этом свидетельствуют, кроме написанных в 20-е гг. драматических произведений ("Проходят дни", "Кармелюк" и др.), киносценарии по фольклорным мотивам, фельетоны, цикл "Крылатые слова", переводы произведений русских писателей (Гоголя,
Лескова, Короленко, Серафимовича) и т.п. На особое внимание заслуживает замысел Васильченко создать большую биографическую повесть о Т. Шевченко. К сожалению, из пяти запланированных частей он успел завершить только первую - "В сорняках".