11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Николай Кулиш
Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша
Кулиш - драматург был талант мирового масштаба. Его общественно-творческую жизнь литературные критики сравнивали с фейерверком. За десять лет писательской деятельности им написано десять драматических произведений. Это была пулеметная очередь пьес. Никто из современников драматурга не выходил на арену с таким триумфом, как он.
Темы драматических произведений М. Кулиша достаточно разнообразны. На меня произвели впечатление два произведения: «97» и «Мина Мазайло». По последней пьесе я смотрела спектакль на сцене театра Шевченко. Эти две пьесы написаны на разные темы. В драме «97» писатель воссоздает жизнь украинского села 20-х годов, борьбу с голодом бедняков и мироедами.
В пьесе нет выдающегося, монументальной действия. Она представляет собой ряд рисунков нищего, убогого жизни украинского крестьянина. Нет здесь пафоса, отсутствуют боевые лозунги. В центре внимания писателя - революционные будни, мелкая, но острая борьба. Сам автор так определил идейное содержание произведения: «... незаможники крешуть ночью, чтобы зажечь Красный огонь. Вражеская сила - кулаки и голод - давит их, валит на смерть». Итак, острая классовая борьба между незаможниками и богачами - сердечник драматического конфликта. В соответствии с этим персонажи пьесы делятся на две группы: первая - незаможники Мусий Копыстка, Прасковья, Сергей Смык, дед Ефим, Вася, вторая - богачи Гиря, Раскормленный, дед Онисько.
Центральный персонаж, прототипом которого послужил один крестьянин - бедняк, с которым встречался сам Николай Кулиш, - Мусий Копыстка. Упрямый, вялый, но твердый, как сталь. Автор достаточно лаконично рассказывает о прошлом Мусия. А сегодня он - рассудительный человек по своим социальным опытом. Рабочий по социальному происхождению, он добивается, чтобы чествовали людей труда.
Колоритно раскрывается образ в третьей и четвертой действиях драмы. В напряженных сценах самосуда читателя поражает стойкость И мужество Копыстки.
Кроме Копыстки, в пьесе достаточно объективно и мастерски изображен Сергей Смык. Он возглавляет борьбу с кулаками, является образцом революционного сознания, воплощает руководящую роль партии. Для советского времени такой подход к созданию персонажей художественных произведений был типичным.
Верной помощницей Мусия выступает его жена Прасковья. Она - типичный представитель украинского крестьянства, женщин. Мне она напоминает Половчиху из романа ю. яновского «Всадники». По мнению литературной критики, в лепке образа ощутимый дух Шевченко. Наделена чувством человеческого достоинства, Прасковья готова пойти на смерть ради идеи.
Выразителем будущего есть представитель самого молодого поколения Вася Стоножка. Полон искренности и прямолинейности, персонаж поражает своим упрямством, своим желанием знать все. Не могут никого оставить равнодушными те страницы из пьесы, где автор рассказывает о тяге сельского парня к науке.
Вокруг изъятия церковных ценностей разворачивается конфликт бедняков с зажиточными крестьянами, которые хотят скомпрометировать новую власть. Враги народа совершают провокации: распускают слухи по селу, что «коммуна» выгнала из церкви монахинь, а в церковь божию поставила лошадей. Мироед Гиря, действуя хитро и коварно, вербует на свою сторону людей, однако 97 крестьян поддерживают предложения поменять церковные драгоценности на хлеб. Это вызывает ярость у врагов. им не понять того, что к той мысли незаможники пришли тогда, когда голодная смерть подступала к селу. Смерть ежедневно викошувала десятки крестьян.
Есть еще одна группа персонажей в пьесе. Это людоеды. Страшная правда жизни. Читаешь те страницы признания, и становится жутко. Вот до чего можно довести человека.
Какой же вывод делаем, перечитав пьесу н. кулиша «97»? Относительно идейного содержания возникает такая мысль: утверждение новой власти после революции 1917 года требовало жертв. Это обидно: жизнь человеку дается один раз.
Стоит отметить драматическую особенность произведения. Всеми художественными средствами (авторская характеристика, взаємохарактеристика, реплики) писатель склоняет читателя к пониманию драматизма любой классовой борьбы, до осознания ценности человеческого достоинства (вспомним образ Прасковьи во время самосуда).
Я расцениваю пьесу «97» как народную драму из жизни крестьянства, а образ Мусия Копыстки как воплощение стойкости и нерушимости человеческого характера.
|
|