Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Мотивы ранней лирики П. Тычины

Судьба П. Тычины во многом похожа на судьбу В. Маяковского. Его стихи, которые прославляли существующий строй и партию, были хрестоматийным образцом, заучувались в школе наизусть. О чем же писал другой Тычина, живой, страстный и настоящий, партийность которого определялась принадлежностью к единой партии - той, «где на человека смотрят как на сокровище мировой»?
Он пришел в литературу совсем юным и принес свое радостное мироощущение, которое взорвалось в ней внезапно «Солнечными кларнетами». Появление этого сборника расценивалась тогда как настоящая революция в украинской поэзии. Она вышла из тесных рамок традиционной поэтики, несла в себе многообразие красок и звуков, новую, свежую образность, поиска интересных форм. ее автор был тогда полон надежд, счастливого предчувствия близкой очищающей грозы. Он верил в революцию со всем шалом юности и потому воспринимал так открыто, с открытой настежь душой, с бурной радостью мир вокруг себя, людей, природу:
 
Слушаю мелодий
Облаков, озер и ветра.
Я бриню, как струны
Степи, облаков и ветра.
Все мы сердцем дзвоним,
Сним вином красным -
Солнца, облаков и ветра!
(«Цвет в моем сердце»)
 
Мотив единения, радостной гармонии с природой чрезвычайно частый в ранней лирике Тычины. Автор довольно неожиданный и разный в взгляде на, казалось бы, одно и то же. Поэтическими строками о природе Тычина передает свое мироощущение - то радостно смущенное, то мечтательно грустном. Скажем, его отличные впечатления от осени:
 
Ох, сердце, пей!
Воздух - как привядший напиток.
Это ранняя осень шлет поцелуй
Такой прекрасный и печальный.
(«Цветочный луг»)
 
Ой не крийся, природно, не крийся.
Что ты в тоске по лету, в тоске...
Безмолвие и грусть. Безмолвие и сон. -
Только звезда упала...
(«Ой не крийся, природо»)
 
Такой же глубокой и неповторимой является интимная лирика Павла Тычины. Удивительные образы и ассоциации вызывают каждый раз у поэта воспоминания о возлюбленной:
 
Посмотрела ясно, - запели скрипки! -
Обняла в последний раз, - в моей душе
Лес молчал в печали, в черном аккорде...
 
Здесь еще нет места скорби. Это еще светлая печаль, которой всегда есть немного в настоящей любви. Интимная лирика павла Тычины очень загадочная. Хочется прежде всего вспомнить поэзию «О, панно Инно». Это даже не диалог с любимым - это разговор с воспоминанием, тенью любви, которая не состоялась, а только задела крылом поетову душу:
 
Я Ваши глаза помню,
Как музыку, как пение.
Зимний вечер. Тишина. Мы.
Я Вам чужой - я знаю.
 
Звучание «Солнечных кларнетов» чистое и гармоничное. Оно контрастирует с последующей изувеченной судьбой художника и его «серым» стихосложением в будущем. Однако уже даже в «Солнечных группы кларнетов» случались далеко не «солнечные» поэзии: «Скорбящая мать», «Открывайте дверь», «за хлебом шла ребенок», «Золотой гомон». У них уже так много печальных пророчеств, ужасных предчувствий, слез и крови.
А чуть позже, когда появился сборник «Вместо сонетов и октав» (1920), там уже практически не было светлой радости «Солнечных кларнетов», влюбленность уступила место гневу до существ, волей которых вершились преступления. Тогда еще Павел Тычина был верен себе.
Когда же перо начало служить социальным потребностям, он потерял чистоту своего миропонимания, радостного и возвышенного. Об этом прекрасно сказал Василий Стус: «В истории мировой литературы, пожалуй, не найдется другого такого примера, когда бы поэт отдал половину жизни высокой поэзии, а половину - беспощадной борьбе со своим гениальным дарованием. Феномен Тычины - феномен эпохи, заправила гения на роль шута...»
Но заглядывайте чаще под эту унизительную маску, начеплену через обстоятельства, - и мы будем видеть того вдохновенного творца «Солнечных кларнетов», который имел право быть названным поэтом от Бога.