Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Доля сельского учителя в произведениях Бориса Гринченко

Борис Гринченко принадлежит к числу тех деятелей культуры, которые подносили роль образования. Находясь в жестоких условиях действительности XIX века, он на скудные средства брался издавать книги для народного чтения. Сдав экзамен на народного учителя, некоторое время преподавал в селах Харьковщины. Но действительность безжалостно топтала все его порыв: одни школы земство закрывало, потому что они были непригодны для занятий, с других его увольняли за доносы. В темноте угнетенного жизни доброе слово пугало прислужников царизма. Поэтому и не смог Гринченко работать учителем.

Когда мы читаем рассказы писателя о сельскую школу, то убеждаемся, что власть не была заинтересована дать народу образование.

В рассказе "Экзамен" писатель показал, как жизнь школы часто зависело от того, какими глазами посмотрит на все проверяющий. В Тополівську школу должен приехать на экзамен член школьного совета. Обшарпанная старая школа готовится к встрече гостя: сторож отремонтировал парты, замазал ямки на полу, учитель зашпарував стены. Старшие дети зубрили науку, а младшие испуганно ждали господина проверяющего. И вот с большим опозданием он приехал. Перед учителем и школьниками встал человек, которая сама не владела правилами правописания, но пыталась учить других. Автор сатирически изображает ограниченность проверяющего, который обвиняет учителя в бездействии после того, как кто-то из детей не смог решить задачу.

Член школьного совета - безграмотный человек, далекий от образования.

Из содержания этого рассказа следует, что учитель не только не имел помощи от власти, а наоборот - ему мешали.

В рассказе "Украла" показана роль учителя в формировании детского сознания. Девушка Александра украла хлеб у своей подруги Приськи. Дети безжалостно осуждают этот поступок. Учитель помог детям понять, что Александра не воровка - а жертва голода. Кража - это отчаяние голодного человека. Дети правильно поняли учителя, стали внимательнее друг к другу. Автор показал нам, что детям нужен такой учитель, как Василий Митрович. Это советчик, наставник и друг детей. Но не такие учителя нужны были власти, которая держалась на эксплуатации, унижении человека.

Борис Гринченко разоблачил суть политики, которая сводилась к обману и задурення трудящихся. Вот почему учителю, в таких условиях трудно было зажигать огонь знаний. И часто он сам становился жертвой унижения, недоверия, бесправности.