Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ «ПРИЧУДЛИВАЯ ПРОЗА»
ВАСИЛИЙ ЗЕМЛЯК

Лебединая стая

Старенький, многогрешный, и в чем-то, однако, и немеркнущий Вавилон, в котором живет герой-рассказчик, ничего, кроме названия, не имеет общего с Вавилоном месопотамским. Возвышается он над рекой Тимьяном - маленьким притоком Южного Буга. Вокруг печально синеют чабрец - невзрачные цветочки, дальше раскинулись ясеневе, берестове, черемуховые рощи. Вавилон расположен на нескольких холмах, словно вечно враждуют между собой.

В Вавилоне живут два Фабіяни - козел и мужчина, известный местный гробовщик и мудрец. По метрике он Лев Храбрый, а родом якобы из мудрецов вавилонских, хоть и не имеет каких-то неопровержимых доказательств. По свидетельству этого ревнивого знатока родной истории, когда Вавилон был двухъярусным огородом, окруженными валами, остатки которых сохранились и по сей день, имел две башни, а в центре стоял Солнечный камень, как у древних инков, по нему отсчитывали время. Населенный был напівміфічними таврами, потом их вытеснили чужаки. Но Фабиян не верит, чтобы целый народ мог исчезнуть бесследно, поэтому предполагает, что он обернулся на какой-то другой и еще отзовется.

А тем временем Вавилон развеял свое былое величие, пошатнулся и збарахлів. «Только стожильний народ вавилонский, в котором издавна смешивалась кровь далеких и близких народов, остался собой и не остудил души своей к родному Вавилона, так как будто время не причинил ему никакого вреда. И если на знаменитых глинских ярмарках спрашивали, откуда такие красивые лошади, волы, и парни, то отвечали на то с чувством собственного превосходства: «Мы - вавилонские», - будто и в самом деле господин приехал скупиться кто знает с какой давности...»

Такой Вавилон. То сожжет себя, то забундючиться, засияет цинковыми крышами; то заведет волов круторогих, то перейдет на маленьких, выносливых монгольских коненят; то забурує ветряными мельницами, то едва не побирается. Но при этом ни один нищий не признается, что он вавилонский. Напоминает он лебединую стаю, что летит домой, преодолевая кругосветное усталость. «И хоть людям прекрасное всегда будет казаться необычным, и, как утверждает здешний философ, в час испытаний они и сами чем-то похожи на лебединую стаю в дороге. Случайно, не тем своим подсознательным стремлением к какому-то, действительно непостижимо высокого, тем-то и не всегда осмысленного до конца?..»

Часть первая

Якобы с некоторых пор те вавилонские девушки, безнадежно засиживались в девках, находили себе мужчин на качелях. Это изобретение принадлежал Орфею Кожушному, агенту по распространению немецких швейных машинок «Зингер». Всю жизнь мужчина провел в странствиях, так и не научившись торговать, поэтому ничего не мог дать в приданое своим красивым девушкам. За то прибег к хитрости - сделал на своем дворе качели, на которую зачастили парни. Да и разобрали одну за другой девушек. «Дольше других Зінгерок вигойдувалася над обрывом Мальва - со всеми, кто любил это романтическое место и обрыва под ним не страхався, пока не вигойдала себе дядю героя-рассказчика Андриана, высокого, хохлатой и почти беспомощно доброго». Дядя был уже немолод, поседел в немецком плену, не обратил внимания на сплетни относительно девушки, привел в дом. Волохи (так назывался род героя-рассказчика) поплакали, покричали и и отделили молодым хижину.

Андриян любил Мальву без памяти, ходил с ней по-европейски, под ручку. Был мастером на все руки: чинбарював, столярничал, пічникував, а больше всего славился копанием колодцев. Умел определять, где есть вода. Как-то простудился, копая в глубине, и заболел чахоткой. Мальву отправил к родителям, чтобы не вцепилась болезнь, а маленький герой-рассказчик носил ему еду, слушал, как больному читал книжки Фабиян.

Еще посещал иногда Андриана півторарукий Клим Синица, коммунар с Семивод, привозил гостинцы - то меда, то сыра. Клим нашел здесь, в Вавилоне, избранницу сердца, молчаливую красавицу Рузю. Но родители отдали ее за нелюбимого, старшего мужа Петра Джуру.

Тот быстро свел со света Рузиних родителей, продал имущество и выписал из Америки трактора. Рузя замкнулась в себе, говорили, что стала слабоумным.

Вскоре Андриана не стало.

Клим Синица родился в многолюдном Козове, что славился своими ярмарками. Его отец торговал красной глиной, которую добывал неподалеку. Приобщил и сына к этому, но их едва не арестовали, завидев революционное бунтарство в красном цвете их глины, которой были подведены все дома. Клима взяли в Первой Конной, затем он стал председателем коммуны, что расположилась в помещичьем имении. Крутился, чтобы как-то поднять обанкротившееся хозяйство. Послал одного парня, Володю Яворского, местного поэта, на курсы сыроделов. И теперь их сыр славился на всю ярмарке.

Мальва Кожушна стала приезжать в коммуну. Там встретила поэта, и они влюбились, а бывший ее любовник Данько Соколюк бесновался от ревности. В нем проснулась злость и на саму коммуну.

Данько - старший, работает в поле, по хозяйству. Лукьян - младший, убирает в доме, готовит еду и даже вишиває. их отца задушили в глинищах, надеясь узнать, где он спрятал клад, который нашел в барском имении. Только мать знала, что спрятан он под грушей, и сказала это сыну перед смертью. Братья выкопали сундук, а там оказалась коллекция оружия. Сосед Явтушок подсмотрел это и заявил в сельсовет. Он ненавидел дом соколюков, потому что имел подозрение, что половина детей - не его, очень уж на него не похожи. Ребят арестовали, подержали в Глинскую, а потом, разобравшись, отпустили.

Доведенный до отчаяния мизерными заработками, Лев решил купить одного на всю округу козла, чтобы иметь легкую прибыль. Поскольку животное звали Фабиян, то прозвище прилепилось и к хозяину. Фабиян-цап был гордым, вільнолюбивим, любил ходить на главе стада овец, отводил хозяина после вечеринки домой, часто ему приходилось самостоятельно добывать себе пищу, за что нередко бывал бит. Имел роскошные бороду и рога, без него не обходились никакие сборы и праздники.

Братьям Соколюкам не хватало в доме женских рук, поэтому пригласили сироту, общественную чередничку Дашу, и она стала с радостью хозяйничать в доме.

Когда Данька пошел к Мальвы, то застал уже там поэта из коммуны. Однажды, когда женщина провожала своего Володю, из оврага раздался выстрел. Парня тяжело ранили, и он вскоре умер в больнице. А Мальва почувствовала, что станет матерью. Коммуна послала ее на курсы сыроделов на год в Кострому. Стали искать убийцу. Сторож ветряка Тихон увидел, что это был его хозяин, хуторянин Бубела. Сказал об этом бабе Отченашці. Утром сторожа нашли повешенным в мельнице. Собрали всех подозреваемых и отвезли в Глинская на следствие. Пока ждали, между ними завязалась жестокая драка. Наибольшее подозрение пало на Бубелу, и его арестовали.

Часть вторая

Ночью посыльный сельсовета Савка Чибис, которого считали полубезумным за его часто неуместный, глупый смех, созвал хозяев Вавилона. Среди других были и братья Соколюки и их сосед Явтушок Голый. Каждому из «кулаков» присудили огромный налог, а Соколюкам указали, что они держат служанку. Те возразили, тогда их заставили записать треть имущества на Дашу. Явтух, который написал заявление на соседей, был очень разозлен и раздосадован, что ему не назначен налог - так хотелось быть за богатыря. Для того чтобы заплатить налог, некоторым хуторянам, лавочникам, ремесленникам надо было бы все распродать. Многие из них так и сделал, и убежал подальше, ибо говорили уже и про колхозы, в которые все надо было отдать и работать совместно, неизвестно что за это получая. В сельсовете был детальное описание имущества каждого состоятельного вавилонянина, составленный Бонифацием Лясотою, секретарем сельсовета. Бонифаций занес туда даже Фабіяна, подчеркивая, что тот имеет большую прибыль от своего козла. Вскоре Бонифация нашли дома в сарае повешенным.

Бубела думал, что стал жить тогда, как стал владельцем хутора. И обусловливалось этом богатой девушке Феклы, на которой женился (она умерла при первых родах) и Столыпину, на погребение которого ездил в Киев. Там присмотрел себе красавицу-монашку Парфену и уговорил ее ехать с ним. Детей у них не было. Хозяева начали в них собираться и договорились, что на Иордань устроят бунт и пойдут на Глинск, ибо власть задушит их совсем.

За скрягой Бонифацием мало кто плакал, кроме жены Зои. Тот написал заявление в райпартком даже на Клима Синицу, который якобы проявил мягкость в борьбе с кулаками и обложении их налогами. Заведующий организационным отделом Рубан, «человек решительный, вспыльчивый, но справедливый», проверил действия уполномоченного Синицы и признал их правильными. Его до собрания назначили председателем сельсовета вместо Панька Кабанни'ка (он колол кабанов в Вавы-лоне), на которого написал заявление все тот же секретарь Бонифаций.

Рубан организовал СОЗ (совместное хозяйство), назначил на его лбу Петра Джуру, у которого был трактор, считая, что за такими людьми - будущее. Зося приносила ужин Фабіяну, там познакомилась с Рубаном, они друг другу понравились. Как-то Рубана и Фабіяна захватили недовольны хуторяне, повели в сельсовет и хотели расправиться. По дороге сначала бежал неразделимый цап Фабиян, за ним сам Фабиян. В самый напряженный момент появился Джура на тракторе и разогнал толпу.

Одной зимней ночью, едучи с ярмарки, умер в дороге Бубела. Пар-фена пригласила на хозяйство Даниила Соколюка, с которым была знакома, когда он был еще юношей.

Утром на Крещение на пруду собрался народ возле окрашенного свекольным квасом креста изо льда. Ждали священника, но вместо него привели связанного Рубана, поставили на крест и вознамерились стрелять. Фабиян сказал, что пусть и его стреляют. Привели и Мальву. Вышел на расстрел и цап Фабиян, чем рассмешил толпу. Вдруг кто-то крикнул, что надо туда и Джуру, чтобы вашим и нашим. Петр растерялся, бросился бежать, но его тут же настигла пуля. Кое-кто из крестьян не выдержал, стал перед Рубаном, сказал, чтобы не пролизали кровь. Началась ссора, драка, вмешались женщины, розмиряючи мужчин макитрами с кутьей. Явтух тоже где-то взял оружие, хоть и не заряженную, бегал, не зная, к кому пристать. Савка привел подмогу.

На следующий день всех мятежников забрали. С дороги бежал лишь Данько Соколюк.

На Бубелин хутор свели всю скот высланных. Но оказалось, что там нет для них достаточно воды; овцы паниковали за хозяевами, собаки яростно не допускали чужих к хозяйству. Пришли новые трактора, и Дашу послали на курсы, потому что она интересовалась техникой. Ру-бан полностью отдал себя делам колхоза. К председателю райпарткому Плотники приехали в составе бригады по заготовке хлеба жена Иванна Ивановна. Была она неподкупная и неумолима. «Буксирники» ходили с огромными стальными щупами и продавливали ими землю, даже сундуки, искали спрятанное зерно. У Плотника в Лебедине отец оказался «единоличником». Сын поехал разбираться, но отца уже «раскулачили» и выслали. Плотник остался и возглавил там колхоз.

Явтушок убежал с дороги, пешком пришел аж из-под Харькова. Вернулся тайно домой, смастерил тележку и сказал Фриси, что они выезжают за 35 км до Зеленых Мельниц, где живут его родственники - лемки. Там, говорил Явтух, сохранили и свободу, и традиции, платят налог и живут себе свободно. Любят музыку, игру на кларнете, поэтому приглашают отца героя-рассказчика. Отец не захотел, зато послал самого рассказчика, чтобы тот подлечился, попил молочка. И передал свой кларнет.

Долго странствовала Явтухова валка с кучей детей. Добивались против ветров, осматривали поля, ветряки. Сердце стискалось от разлуки. Когда пришли в Зеленых Мельниц, оказалось, что там тоже уже колхоз, родственников Явтухових забрано. Самого Явтуха тоже арестовали на следующий день и выслали. Прися побыла с детьми у родственников рассказчика и решила вернуться домой, хотя везде ее приглашали остаться, давали свободную хату. Когда вкатился тележка на родной двор, дети катались по траве, радовались, а Ивасик заиграл на кларнете. Того самого дня пришел и Явтух, его отпустили, потому что было «какое-то разъяснение в отношении середняка».

Герой-рассказчик говорит: «Земля! Ты рожаешь нас как будто для того, чтобы мы сверяли тебе свое гордое сердце. Мы никуда не можем деться от тебя, как от собственной судьбы, и куда бы заносили нас ураганы времени, но как только они утихают и начинают едва виднеться твои горизонты, то мы снова стремимся к тех мест, где впервые увидели тебя с колыбельной висе... Так что только тебе дано возвращать лебединые стаи из далеких миров - кто не слышал, как они встревоженно ячать, ища тебя в черных туманах, кто не видел, как их бесстрашные вожаки разбиваются ночью о неведомые скалы, чтобы другие жили и могли долететь до тебя, то никогда до конца не поймет, что в людях будут жить те самые законы земли обетованной...»





Комментарий

Роман В. Земляка «Лебединая стая» - это новейший бурлеск, проявление оппозиции к обязательному на то время соблюдения требований социалистического реализма. Традиционный содержание подан в модерной форме, где сочетаются реальное жизни, художественная условность, символизм образов (лебединая стая, качели, Вавилон, цап), гротеск и ирония. Перед читателями предстает целая галерея образов крестьян-тружеников, хуторян, тысячелетними узами привязанных к земле, к скоту, философов и недалеких людей, преданных обществу, идеи и беспринципных предателей, завистников. Украинский народ представляется во всем своем многоголосии, в переплетении судеб. Но подавляющее большинство их объединяет любовь к родной земле, к своему Вавилона.