Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИЛЬЯ ТУРЧИНОВСЬКИЙ
АВТОБИОГРАФИЯ

Списася мной многогрешным, Илией Турчиновським, священником и наместником березанским, житие и страдание свое в память

детям своим, и внукам, и всему потомству

Аз многогрешный Илия рожден от благочестивых родителей, в городке в Марте 1695 года, июля 20 дня, вот отца Михаила, сотника березанского, и матки Анны Садковськовні; воспитан во благом наказанії. Приспівшу возрасту моему, вдаша мя родителіє мои книжному ученію при церкви святоуспенськой березанськой, за священника и наместника тоей церкви Павла, и к дьяку Иоанну Кудинському, где я обучился грамматике, часловця и псалтыри; и когда в больший возраст достигшу мы, отец мой, отходя в поход военный, в 1709 году, в Польшу (где и в Ляховичах весь полк переяславский с полковником Мировичем шведы чрез смену гетмана Мазепы взято), мни приказал правит хозяйством; когда же отец мой из похода из-под Ляхович, вот шведских рук сохранен, сам эдин (а вся сотня там с полком пропала) пришол в дом, много мни укоризни, с тиражом немалых ран, за непорядок домовой наложил; чего я в младых летах не могл разуметь.

С того времени я стал сожаліть в науке своей, якую за хозяйством позабил и, оставля отца и матку, отийшол 1710 года с Марте по школам волочитись. И шедши малый путь, достиг града Чернигова и там при церкви Воздвиженія Господня малое время пожив, отийшол в сотню в село Синявку, где через час прожив, там, при церкви Покровской, обучился книжного чтенія и пиния, ибо хотя и трудился через три года в богоспасаемом граде Киеве в монастыре Святомихайловськом при игумене Іоаникії Сенютовичу и при наместнику Варсонуфії и уставнику Гедеоне, за канархистру левого клироса, да и то еще на средства одного игумена и до школ латинских начал, за ректора Прокоповича, а подпрофесора Загурского, ходит; вот какого ученія, по отсутствієм отца моего в войско против шведа под Стародуб, где в 1708 года шведский король в Стародубе и вся армия эго зимовала, маткой моей из Киева взят и за домашнею суетой всего позабув. И в тот Синявке обучившись, в сотника тамошнего Мандрыки за писаря дворового был и сына его Петра псалтыри обучал. И оттоль для повиданія болеет свита и ученія пойшл с двумя парнями большими, Семеном и Иваном, в Литовськоє княженіє во королевский град Могилев. И шедши многим путем, пуще, дний два без людей, якіє парни, видя в меня деньги и одіяніе не ветхое и уже надходящу вечеру, устремишася на мя не человічесько, но аки звереет, хотя меня убить. Дин тайно немалым древом хотело меня в главу уязвить, но божиим защищенієм и матери святой эго защищен я вот главы, но по книжкам, якіє на правом плече мной внесен были, ударил, от которого я боя упал в землю; и тамо мя лежащего разделы с одіянія и деньги, якіє при мне были, с одіянієм взяли. И чиняху, стоя надо мной, распрю: един Иоанн желает меня убить в смерть и заволокти с дороги внутр пуще, а второй, Симеон, якоби милосердуя о мни, совет пос свести мя далечайше с пути, и нага к древу прив'язать на сніденіє комарам илы зверям; но божією силой и заступленіем моей помощниці Матери Божей, ощутяся акиби вот сна, не чувствуя и мало болізні, зхватясь в єдной кошулі, ялся бегу обратно тем путем, отколюсь и шествовали. И біжа с немалым риданієм, молил матерь божию, да ізбавить меня вот тех яростных Діоклетіянов, и громко кричал о спасении; то оніє убійці, біжа за мной, аки звереет за агнцем, немалый путь; и яко оніє телом толсти, к тому же и пьяные, не могли постигти и кричали громко, дабы я остановился, с немалым клятвой крестним знаменієм утверждая не убить меня, но идти купно к Могилеву, с обіщанієм мне все платье возвратить. Якой я вот них клятве яв веру, оградил себя крестним знаменієм и, прочитал «Богородице дево, радуйся» и возложася на помощ и заступленіє Матери Божией, пришол к оных. Якіє оба яша мя в руке и в землю вдариша, скрежетаху на мя зубы своими и связаша мы руке и ноге, покушахуся нести мя внутр пустыню и тамо мя смерти предать. Видя я остатноє свое окончаніє и лютую смерть, лежа, сказивал оным: «И когда ваша клятва и крестное знаменіє в правде остается, усумнітесь и убойтесь Бога. За что вы меня желаете убить? И сами за убійство не ізбігнете лютійшей муки и здісь, и на автором пришествії. А будет желаете денег и платье моего, я вам вовся дарю и никому сей тайны не явлю». То оніє, польстившись деньгам там и устрашая мя убійством, ежеле бы кому об'явил, мы решили руке и ноге и отдаша мни одіяніе и книжки с торбой, якіє вот строгого удара вполдощечки поломались, а деньги, рублей десять, к себе взяли. И тако с оными злосниками яхомся в путь свой. И дошли ночу до села, к границе польской, владения Печерского монастыря, зовемого Попова Гора. В какой живущий городничий еро-монах Феодосий, усмотря меня в церкви в пінію и чтенію іскусна, сказал дьяку того села, чтоби мя принял до половины дяковськой: и спустя мя и принято. Чему я и рад был избыть своих врагов.