Дидактическая литература (греч. didacticos - поучительный) - поучительные произведения, которым предоставляется художественная форма для более легкого восприятия и усвоения философских, религиозных, морально-этических и других научных знаний, идей. К Д.л. принадлежат произведения различных устоявшихся жанров: проповеди, жития, притчи, апологи, афоризмы, байки, моралите, міраклі, школьная драма и т.д. Природа и общественная необходимость Д.л. исходят из предпосылки, что человек в жизни - вечный ученик (semper tiro), а обязанность мудреца, призванного Богом, - учить людей, передавать им слово правды, помогать постигать смысл жизни. Поэтому так широко распространялись философско-религиозные трактаты, притчи буддизма, конфуцианства, христианско-библейские предания, поучения. Церковно-христианская литература средневековья, в том числе и Киевской Руси, имела выразительный дидактический характер. С развитием и распространением светской литературы познавательно-образовательную качество перебирают на себя и такие жанры, как героический эпос, сказки, легенды, предания, басни, пословицы и поговорки, повести, романы, трагедии. Особенно это касается эпох Возрождения, Просвещения и таких литературных направлений, как классицизм, сентиментализм, романтизм, просветительский реализм. Со временем теоретики искусства, философы (Г.-В.-Ф.Гегель и др.) пытались вывести Д.л. за пределы настоящего искусства, исходя из того, что в таких произведениях часто нарушается единство содержания и формы, идея выступает как голая тенденция. Каждая национальная литература имеет высокие образцы Д.л., в которых дидактизм, назидательность является качеством образного мышления художника," органично вытекает из фабульно-сюжетного развертывания действия (байка, приключенческая повесть, роман воспитания и т.п.). В украинской литературе нескрываемым дидактизмом обозначены жития, притчи, диалоги Г.сковороды, пьесы І.Котляревсього, Т.шевченко, украинских драматургов-корифеев, сборники стихов и. Франко ("Мой Измарагд"), В.самийленко, м. рыльского, н. зерова и др. К Д.л. принадлежат и произведения для детей и юношества. Здесь дидактизм выступает как творческая установка автора. В конце концов, так было и в классической Д.л. средневековья. Этическая позиция мудреца, что стремится наставлять на путь истины людей, вполне понятна. Дидактизм литературы социалистического реализма был формой скрытого фальсификации действительности. Дидактизм как органическое свойство художественной литературы может выступить как ответ, что складывается в сознании читателя, который внимательно следит за фабульно-сюжетными перипетиями произведения. Писатель ставит проблему и подводит читателя к поиску ответа, а не проповедует готовые истины.
|
|