Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Которыми сталкиваются украинцы в творчестве Т. Шевченко?

«Народ ищет в гениях себя». Эти слова В. Симоненко довольно точно передают сущность исторического призвания гениальной личности: быть не только духовным вождем и пророком, но и зеркалом, которое самое объективное отражает «лицо и характерную осанку своего народа». В этой связи Т. Шевченко свое предназначение выполнил сполна.

Его творчество - это документ наиболее объективной и взвешенной характеристики украинцев, это книга их бытия и одновременно своеобразная визитная карточка, по которым нацию познает и воспринимает мир. Недаром Шевченко «Кобзарь» как величайшую святыню и едва ли не единственный вид о лице брали с собой в неизвестной далекой Канады в конце XIX в. первые украинские переселенцы.

Найвизначальнішою чертой украинцев является их особая связь с землей. Землю как основу основ, как самую большую ценность они поэтизировали и обожали с особым чувством, а потому не удивительно, что в народных песнях сам Господь засевает ниву рожью-пшеницей:

Ой в поле, в поле сам плужок пашет,

А за тем плужком сам Господь идет...

Т. Шевченко как гений, что показал народ во всех измерениях его жизнедеятельности (и в бытовом, и морально-нравственном и социально-политическом и эстетическом), прежде всего изображает украинцев как земледельцев, так же работа на земле была наивысшей ценностью его рода и народа. У него, как и в народном творчестве, Иисус за плугом ходит, а Мария есть носит. Изображения святых в такой несвойственной для них ипостаси обуславливается тем, что поэт, как и народ, расценивал хлеборобский труд как святую, ведь благодаря ей существует род человеческий. В этой связи интересен такой факт из жизни Т. Шевченко. Находясь в 1847 году в Украине, он нарисовал в подарок землемеру Д. Демичу двухлетнюю икону на металле, с одной стороны которой был изображен Иисус Христос, благословляющий хлеб.

Культ матери-земли-кормилицы сформировал у украинцев и обожествление женщины-матери, потому что женщина так же дает жизнь,питает и поддерживает его своей любовью, нежностью и заботой. Именно поэтому отношение к женщине было особенно уважительным. Это подтверждает и лексическое значение слова «жена» - она друг, а не служанка своему мужу и детям. Кстати, у украинцев слово «жена» употреблялось в отношении обоих супругов. В стихотворении Т. Шевченко периода ссылки «Закуковала кукушечка» читаем:

Закуковала кукушечка

В зеленом гае.

Заплакала девочка -

Жены нет.

Женщина, жена, мать была не только хранительницей семейного очага, но и в значительной степени хранителем нации, ее духовности. Ведь прежде всего от матери ребенок перенимала родной язык, песню, веру, обычаи и традиции рода, его святыни. Именно поэтому в Т. Шевченко имеем такое поклонение, такое обожествление женщины-матери, удостоверяющий высоту духовного аристократизма и поэта в частности, и народа в целом:

В нашем раю на земле

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым.

Бывает, иногда смотрю...

И перед ней помолюсь,

Как перед образом святым...

(«В нашем раю на земле») Культ матери-земли, культ женщины-матери обусловил и запрограммировал на века особенности психологического склада украинцев, в частности их кротость, искренность, доверчивость, а более всего - страстность, эмоциональность. И то, что Т. Шевченко называли прежде всего поэтом чувство, ни в коей мере его не унижает. Он так же и поэт глубинной философской мысли, но первоисточником ее было все-таки чувство, так же чувственно-страстным был и его народ.

Эти черты определяли и особенность украинской религиозности, ведь настоящая вера основывается прежде всего на глубоком чувстве. И хоть религиозность Т. Шевченко не тождественна народной, потому что у поэта было свое, особое отношение к Богу, он подает полнокровный образ христианского мира украинцев, в основе которого, как и в учении самого Христа,- любовь, всепрощение, милосердие, великодушие. Эти чувства наполняли жизнь высшим смыслом, особой гармонией. Поэтому в молитвенно-благальному обращении поэта к Богу звучит едва ли не единственное просьба:

Мне же. Боже мой, на земле

Подай любовь, сердечный рай!

И больше ничего не давай!

(«Молитва»)

Мирная крестьянская работа в гармонии с окружающей природой, сердечный рай, благодатный мир матери и ребенка как высшие ценности и идеалы украинцев, что самое лаконичное представленные Т. Шевченко в идиллии «Садок вишневый коло хаты», были немыслимы вне свободой. А потому порыв к свободе, стремление к свободе (и социальной, и национальной) было у украинцев извечным. Плуговщики-земледельцы брали в руки оружие, чтобы обороняться, а не нападать. Завоевателем, поневолювачем других народов украинский народ никогда не был. Именно поэтому крестьянские восстания и войны Т. Шевченко трактовал как справедливые, поскольку народ боролся за свободу, за попранные своими и чужими господами честь, достоинство («Гамалия», «Иван Подкова», «Гайдамаки», «Иржавец», «Невольник»). Тем самым поэт опровергал мнение о воинственный, разбойничий дух украинцев как черту национального характера, якобы передавалась из поколения в поколение через генетический код.

Описывая стремление к свободе и независимости как идеалы, на протяжении веков определяли сущность украинцев, Т. Шевченко выходил из народных представлений, воплощенных, в частности, в картине «Казак Мамай» и в «Песни о Сагайдачном». Так, на народной картине «Казак Мамай» атрибуты казачьего войска, военного быта (сабля, пистолет, пороховница) всегда изображались на заднем плане как предметы второго порядка. В руках же на всех известных ныне картинах Мамай держит кобзе (бандуре) как символ своей песенной и одновременно миролюбивой души. Таким же ярким свидетельством основных духовных ценностей, гуманистического мировоззрения народа является и народная «Песня о Сагайдачном», в которой, по сути, сформулированы жизненные стремления украинцев:

Ой на горі та й женці жнуть

А попід горою яром-долиною

Казаки идут...

Украинцы-это ории-пахари-земледельцы-жнецы женчики, сущностью жизни которых было выращивание «ржи-пшеницы и всякого хлеба». Войско же они создавали для защиты своего труда от посягательств различных завоевателей и угнетателей.

Уважая свою свободу, украинский народ, как свидетельствует своим словом великий Кобзарь, с такой же симпатией относился к национально-освободительной борьбы других народов, в частности чехов («Еретик») или кавказских горцев («Кавказ»). «Борітеся - поборете, Вам Бог помогает!» - в этих словах не только одобрение справедливой освободительной войны соседей, но и провозглашения критериев сосуществования украинцев в общечеловеческой семье: свободным можешь чувствовать себя только рядом со свободным. На идеалах добрососедства основывались не только морально-этические, но и общественно-политические стремления украинцев, что на полную силу зазвучали в таких строках поэта:

А всем нам вместе на земле

Єдиномисліе подай

И братолюбіє пошли.

(«Молитва»)

Чувство рода, семьи (и национальной, и общечеловеческой) вырастало у украинцев с уважение общины, общества. Община формировала моральные, этические нормы, считались законом. Нарушение установленного способа жизни обусловливает приговор матери в поэме Т. Шевченко «Катерина»: «Уходи от нас...» Часто оценку, а то и приговор выносили общественные лестницы или суды. Такой суд Т. Шевченко изобразил на офорте «Судня рада», добавив к нему текстовое сопровождение: «Атаман собираюсь на село общину, когда что случится необычное, на совет и суд... Община, посоветовав и посудивши хорошо и дав мир врагам то казнь, расходится, выпивши по рюмке позвової». Свидетельством духа коллективизма, товарищества, общественного сожительства была и Запорожская Сечь, и такие колоритные бытовые действа, как «улица» (сельские праздничные гуляния), посиделки, ярмарки, нашли яркое отражение в творчестве Кобзаря.

Характеристику народа Т. Шевченко дополнил и своей самохарактеристикою. Он, как гений, по словам М. Костомарова, говорил так, как народ еще не говорил, но как он готов был уже наговорит». В своем лице Т. Шевченко представил украинский народ как таковой, разбирался в философии, этике, праве, всемирной истории и по своей интеллектуальной высотой чувствовал себя равным в мировой семье народов («Дневник»). В своем лице Т. Шевченко представил украинцев как нацию с государственными намерениями и интересами. Если принять во внимание, что и сегодня еще звучат упреки о неправомерности самой идеи отдельного украинского государства, потому что украинцы якобы никогда государственнического мышления не проявляли, то сполна оценим титанические усилия Т Шевченко относительно разрушения стереотипа восприятия украинской нации как исключительно мужичої, для которой круг интересов и размышлений - это черная пашня, волы, плуги и узелки с семенами. Достаточно лишь одной фразы, чтобы, отрицая, подытожить противоположное: «В своїй хаті своя й правда, і сила, і воля» («И мертвым, и живым...»).

Обнаружив национальные идеалы, схарактеризувавши положительные черты своего народа, Т. Шевченко не идеализирует его, не возвышает над другими народами. Он говорит и о то негативное, что мешает украинцам в их развитии.