Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО
«Украина всегда и постоянно стояла в центре его мечтаний...» (по творчеству В. Винниченко)

Творчество Владимира Винниченко - это яркий художественно-публицистический летопись путей украинского народа к независимости в нашем бурном веке. Для произведений писателя характерны широта и актуальность тематики, новаторская манера письма. Он реалистично изображает бедственное положение темного и забитого крестьянства и городской бедноты, жестокую эксплуатацию рабочих, первые вспышки социального протеста. И всегда самым существенным в жизни Винниченко, политика и художника, были мучительные размышления об Украине, родной народ, который на протяжении веков не мог получить желанную свободу. Уже первыми своими произведениями Винниченко заявил о себе как о писателе с чрезвычайно развитым социальным и психологическим чутьем. Первый сборник его произведений «Красота и сила» вышла из печати в 1906 году в Киеве. Всего семь рассказов и повестей вошло в эту книгу («Красота и сила», «Помолвка», «Контрасты», «Голота», «Возле машины» и другие), но они довольно выгодно выделялись в тогдашней прозе отсутствием какого-либо восхищения простыми людьми, которое было характерным для творчества писателей народнической ориентации. Зато мы видим глубокий реализм - вплоть до использования натуралистических приемов художественного изображения, колоритность языкового рисунка, динамичность повествования, в которой значительное место принадлежит диалогам, которые и двигают действие, и служат приемами индивидуализации персонажей.
Поражает новизной темы уже первое произведение «Красота и сила», где речь идет о людях, выброшенных на дно жизни. Среди голодранцев, пьяниц, людей, что «не боится ни тучи, ни грома», выделяются молодые воры Илько - красивый, добрый, но безвольный, и Андрей - некрасивый, жестокий, но упорный. Судьба этих воров и их приятельницы Мотри раскрывается в нескольких жанровых эпизодах: издевательства Андрея с женщины, подготовка к воровских операций, картины ярмарки, заключение в тюрьме. Так очерчиваются фигуры не только общественных подонков, но и простоватых крестьян, хитрых ярмарочных цыган, еврея-шинкаря, арестантов, «почтенного чиновника».
Все произведения сборника поражают убедительностью в раскрытии человеческих взаимоотношений и характеров. Заслуживает внимания широкий охват автором представителей разных социальных слоев: гастарбайтеров («Возле машины»), крестьян, которые стремительно пролетаризуються («Голота»), студентов («Помолвка»).
Винниченко, как и много других известных писателей, не обошел темы освободительного движения в начале века. В рассказе «Салдатики!» показано типичную картину подавления крестьянского восстания. К селу приближается карательный отряд, вызванный помещиком, у которого крестьяне отобрали зерно. Смущенный, напуганный толпа ждет расправы. Организатор бунта, крестьянин Явтух, пытается успокоить его, ссылаясь на Евангелие, где сказано, что каждый должен добывать себе хлеб «в поте лица». Господа не работают, но живут в роскоши, следовательно, одетый урожай принадлежит тому, кто его вырастил.
И вот сошлись солдатская шеренга и крестьяне. Офицера больше всего поразило то, что Явтух пытается оправдать действия крестьян и объясняет солдатам: «Мы не грабили! Мы же с голоду умирали! Мы же сами заработали тот хлеб, что забрали!» Обеспокоившись, что «салдатики» стали медлить с исполнением его команды стрелять в людей, каратель рубит саблей Явтуха, однако и сам падает замертво от руки другого крестьянина. Рассказ «Салдатики!», по определению самого автора, «рисунок из крестьянских розрухів». Психологически точно и экспрессивно Винниченко отразил коренные изменения, происходившие на селе, формирования и роста социального протеста. В лице Явтуха показано новую политическую силу, которая вышла на просторы социальной и политической борьбы - украинское крестьянство. Кульминацией произведения является противостояние крестьянского вожака Явтуха и офицера карательного отряда. Это противостояние заканчивается гибелью обоих, но Явтухові таки удалось предотвратить массовую расправу - «салдатики» не стреляли. И в этом глубокий исторический оптимизм повествования - одна из характерных черт прозы Винниченко.
Рассказы «Студент», написанное в 1907 году. Главный герой произведения, студент, чтобы доказать свою непричастность к пожару, которая сожгла деревню, чтобы снять подозрение, распространяемую стражниками, которые в беде обвиняют студентов, прилюдно стреляется. Молодой революционер погибает. И тогда старый дед, который угрожал «измотать» из студентов жили, прыгает на одного из телохранителей царских устоев и душит его. Только самопожертвование может снять пелену с глаз обманутых, затурканих крестьян, которые считают своих защитников врагами - такова идея рассказа «Студент».
Яркий, колоритный эпизод, характеризующий произвол и беззаконие, которые процветают в империи, показано в рассказе «Суд» (1903). Земский начальник Самоцвет в разговоре с местным панком «теоретически» обосновывает свою практику разъяснения крестьянам правительственных циркуляров относительно крестьянских волнений, которые прокатились по украине. По мнению начальника, разговор с крестьянами о «неблагонамеренных лиц», которые подстрекают крестьян к непослушанию, еще сильнее обратит последних к «бунту», к отказу работать в помещичьих экономиях. Поэтому Самоцвет оказывает над «мятежниками» свой суд: бьет «в морду». Такой «суд скорый, правый и справедливый» он и демонстрирует гостю, разбивая лицо совсем невиновного человека. В рассказе также изображено нарастание крестьянского недовольства беспределом, вызревание решимости людей в отстаивании своего достоинства.
Рассказ «Малоросс-европеец» (1907) блестяще разоблачает украинского панка Коростенка, который кичится введенными в своем хозяйстве техническими новациями - автоматическими дверями, кухонной машиной, которая перемешивает тесто. И считает, что все это сделало его «европейцем». Как «помещик новейшей формации» Коростенко долго и нудно разглагольствует о том, что наука принесет людям счастье, что аграрный вопрос можно решить только через применение машин. И эта словесная мякина не может скрыть его гнобительського нутра: панкові не нравится, что Дума «розгарячає очень инстинкты крестьян». Наибольшего эффекта в разоблачении «малоросса-европейца» автор достигает, когда показывает, как Коростенко, восприняв свадебный поход за крестьянский бунт, расстреливает из пулемета невинных людей. Саркастически заканчивается повествование: «Слово «малоросса-европейца» «машинным способом» (то есть пулеметной очередью) было сказано «старой нашей неньке Украине».
Мастером раскрытие детской психологии выступает писатель в своих произведениях о детях («Комедия с Костем», «Бабушкин подарок», «Федько-халамидник», «Ожерелье»). В этих произведениях писатель остро поднимает социальные и морально-этические проблемы.
Владимир Винниченко - автор 14 романов, 100 рассказов, 14 пьес и огромного количества статей и писем. Это один из виднейших прозаиков и драматургов XX века, который своими произведениями значительно расширил образы украинской прозы. Об Украине он думал всю свою жизнь, ее судьба мучила его. Так с думами о родной Украине Винниченко и умер 6 марта 1951 года в своем доме в деревне Мужен вблизи Канн (Франция)". Отошел от нас, так и не встретившись с родным краем, которого не видел тридцать лет. Но сегодня возвращается к нам своей мучительной, совісливою творчеством, без понимания которой невозможно выяснить тенденции литературного процесса первой половины XX века.