СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ
Изображение казацкого рыцарства и любви к Украине (по роману Пантелеймона Кулиша «Черная рада»)
При изучении украинской литературы Х IX в. обязательно следует обращаться к первого украинского исторического романа П. Кулиша «Черная рада». Это глубокий багатопроблемний произведение. Среди поставленных вопросов видное место занимает проблема героизма, душевной чистоты и духовной низости в тяжелые для страны времена.
Одна из драматических страниц Украины, художественно раскрыта П. Кулешом, - это чрезвычайно острая явная и тайная борьба за власть, борьба за гетманом после смерти Б. Хмельницкого. Различные социальные слои выдвинули своих лидеров: Павла Тетерю, Якима Сомко и Ивана Брюховсцького. Победителем вышел Брюховецкий, который вскоре казнил своих политических соперников.
Это сейчас мы знаем, чем закончились события 1663 года. А пока что в романе все еще впереди, и каждый из персонажей действует по подсказке своего сердца.
Паволоцкий полковник Шрам - одна из центральных фигур романа - человек опытный, мудрый. Он хорошо понимает, чего хотят претенденты на гетманскую булаву, правильно оценивает их политические и военные силы. Ради независимости Украины Шрам готов отдать силы и лета, что ему суждено еще прожить. Он едет в Якима Сомка, чтобы словом и делом помочь ему в этом деле - «привлечь всю Украину к одной булавы».
Шрам - идеально-романтический образ, который всеми силами стремится добра и покоя Украине. Даже в отношении единственного сына Петра, которому Человек Божий предсказал, что тот умрет своей смертью, отвечает: «Пусть лучше падет от сабли и от пули, чтобы за доброе дело, за целостность Украины, что вот задрали надвое».
И погиб Шрам тоже за Украину, когда, спасая Паволоч, сам сдался Тетери и «принял всю вину на одного себя».
Почти единомышленником полковника Каким Сомко, один из кандидатов на булаву. В отличие от других претендентов, это бескомпромиссная относительно свободы своего народа человек. Творении он вместе со Шрамом мечтает соединить обе части Украины под одной булавой: «... что Украина разодрана надвое, о том всем безразлично!» - говорит Сомко при первой встрече со Шрамом.
Сомко несколько легко, даже иллюзорно, воспринимает события, которые разворачиваются в Украине. Потому что он вспыльчивый, как порох, идеалист, который превыше всего ставит рыцарские добродетели и не представляет, как можно действовать иначе - с помощью денег, лести и коварства. Поэтому и не считается особенно на Брюховсцького, серебром взял власть на Запорожье, думает, что достаточно пылкой честной речи или, на крайний случай, пушек, чтобы показать сущность каждого. А когда Сомко докажет свою правоту, то «Запорожцев тогда я здавлю, как жмых, гетмана их верну в свинопасы, а глупую чернь научу уважать гетьманськую превосходство!» Так самонадіяно и идеализировано он воспринимает ситуацию, хоть отличается исключительной честностью, упорством, преданностью своему делу. Его лозунг: «Пусть у меня всякое, пусть и мещанин, и простолюдин, и казак стоит за свое право; тогда будет на Украине и правда, и сила». Но недооценив разрушительную силу противника, что раскалывает народ, так же, как и Шрам, Сомко погибает в борьбе за права народа.
Видно, что взгляды этих двух борцов близки и самому П. Кулишу. Шрам и Сомко - это средства выразить заветные писательские мысли о государственности.
Нельзя обойти и не удивиться душевной широтой казака-запорожца Кирилла Тура - рьяного воина и ведуна, философа и по-своему мудрого человека. Именно о таких ляхи говорили, что у казака «девять душ в теле», что «будто запорожцы растут в Большом Луге с земли, как грибы».
Для него главное - достойно нести славу воинов-запорожцев. Отвечая Черногору на вопрос о бегстве от погони, Тур гордо произносит: «О славе думает рыцарь, а не о том, чтобы целая была голова на плечах. Не сегодня, дак завтра падет она, как от ветра в степи трава; а слава не умрет, не ляжет...»
Апофеозом доброты, общительности Кирилла Тура является попытка спасти Сомика от казни. Ради высшей справедливости, высших идей, которые запорожец понимал, он готов был отдать жизнь.
Каждый из основных персонажей - Сомко, Шрам, Тур, Петр, Черевань, Брюховецкий, Тетеря - несет в себе определенную жизненную философию, определенную идею. Только одни идеи направлены на объединение нации, постижение интересов каждого человека и народа, а другие - только на собственный, узколобый интерес.
|
|