11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Ответственность художника перед будущим (по творчеству А. Гончара и А. Довженко)
Олесь Гончар в романе «Собор» поднимает важные вопросы сохранения человеческих душ, памятников истории и культуры родной земли. Он с душевной болью пишет о разрушенные соборы, о прогіркле от заводского дыма воздух. Писатель сочетает, сопоставляет между собой мгновение и вечность, песчинку и космос, человека и природу и тревожно спрашивает: «Что будет с нами? С людьми, заводами, соборами?» Клочья сажи из-за металлургического завода летят на рабочую Зачіплянку и степные Вовчуги, покрывают крыши, деревья, травы. «Кто живет там, под боком у завода, то белого снега не видит зимой... Белье не вывеси, сразу черным станет».
Олесь Гончар за героев «Собора» передает свои мечты о гармонии личности и общества, технического прогресса и духовного. Читая роман, чувствуешь растущую тревогу от того, что мир превращается в полигон. Химические отходы отравляют чистые воды рек, шлейфы промышленных дымов розпласталися по небосклону, кислотные дожди прожигают зеленые листья. И нет смысла искать первооснову этого, задавать себе вопрос: «Что произошло раньше - эрозия почв ли эрозия человеческих душ?»
Много лет общество жило с лозунгом: «Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин». Выдающиеся художники слова уверяли широкую общественность в целесообразности крупных новостроек, в прогрессивности широких мелиоративных мероприятий, необходимости создания искусственных морей. Примером может служить «Поэма о море» Александра Довженко. Герои произведения покидают родные места, потому что здесь скоро разольется Каховское водохранилище. Писатель искренне восхищается масштабами строительства гигантских электростанций. Здесь сошелся размах новостройки и глубокую грусть прощания с родной землей, которая скоро навсегда исчезнет под водой. Надо разбирать дом, а у генерала Федорченко катятся слезы по строгом лице. Надо рубить деревья в садах, а крестьянам трудно поднять топор. Кто их спросил, хотят эти простые люди, чтобы их дома сносили бульдозерами, чтобы стояла маяком посреди моря церковь, чтобы не имели они возможности показать своим детям могилы их дедов и прадедов? Большое горе этих людей В. Довженко оправдывает большой целесообразностью и ожиданием завтрашнего совместного счастья.
Для героев «Собора» то же Каховское водохранилище, проглотило плодородные черноземы, уже не море-мечта, а жгучая рана. И старый Изот Лобода не плачет над тем, что должно погибнуть, а бешенство, когда узнает о будущем уничтожения Скарбного. Кажется, что он сам способен превратиться в старый дуб и стать первым под топор.
Рассматривая произведение В. Довженко «Песня о море» и роман А. Гончара «Собор», не хочется сравнивать их, делать выводы правильные и неправильные позиции этих двух замечательных художников в отношении к природе. Просто меня не покидает мысль о том, как человечество быстро учится. В 1955 году многие считали, что огромные новостройки принесут изменения, сделают людей счастливыми, а уже в 1968 году герои романа «Собор» протестуют против издевательства над родной землей.
Наступило новое тысячелетие. То, что воспевал Довженко, то, что осуждал Гончар, в нашей жизни - страшная реальность. Мы прячемся от солнца, не бегаем босиком по лужам под дождем, пьем только фасованную воду. Природа метиться детям за просчеты, ошибки родителей. Но мы еще можем что-то сделать, чтобы наши дети выжили в этом страшном мире. Надо относиться к природе как к храму, беречь этот храм, молиться в нем и на него.
|
|