Интеграция наук при изучении художественной литературы (лат. integratio - восполнение, восстановление) - процесс взаимодействия различных отраслей знаний и относительно самостоятельных гуманитарных и естественных наук в изучении сущности художественной литературы и функционирования завершенных произведений в жизни общества. Значение И.н. при в.х.л. усвідомилося после выделения литературоведения в отдельную научную отрасль, с углублением дифференциации методологического арсенала эстетики, психологии, истории, социологии, с возникновением новых наук - семиотики, теории информации, культурной антропологии, металінгвістики, . которые по-своему обращаются и к искусству, и к художественной литературе в частности. Под влиянием достижений этих наук видоизменяется традиционное литературоведение как по своей структуре, так и по методологическим оснащением. Это проявляется в исторической динамике (сменности и борьбе) литературоведческих школ, направлений (біографізм, компаративізм, культурно-историческая школа, психологизм, формализм, "новая критика", рецептивна эстетика, структурализм, философский постструктурализм и др.) и в структуре знания о литературе, в критериях оценки художественных произведений и литературоведческих трудов. Понятие И.н. при в.х.л. включает организационно-количественный и логико-познавательный (качественный) аспекты. В первом случае речь идет о координации, объединения усилий представителей разных наук и научных учреждений, которые обращаются к художественной литературы как объекта исследования под собственным углом зрения. Во втором - об использовании литературоведом (теоретиком, историком литературы, литературным критиком, текстологом) достижений других наук при самостоятельном исследовании и интерпретации литературных явлений, текстов художественных произведений и т.д. В первом случае акцент переносится на организационные формы работы (согласование планов работы, координация исследований, проведение совместных симпозиумов, конференций, издание трудов и т.п.), во втором - на методологию исследования, на субординацию методов, заимствованных из других наук, и осмысление их эвристических возможностей при учете своеобразия предмета исследования. В украинистике процесс интегрирования философско-эстетических, психологических и лінгвоструктуральних исследований в области литературоведения начали еще О.Потебня, И.франко, С.Балей, О.Білецький, М.Гнатишак, Я.Ярема, продолжали в разных общественно-политических условиях (поэтому не с одинаковым результатом) Л.Білецький, Д.Чижевський, Ю.Шерех, Г.В'язовський, Я.Розумний, Г.Грабович, М.Павлишин и др.
|
|