10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНАС МИРНЫЙ
Поиск идеалов и проблема выбора в романе Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»
Олесь Гончар, анализируя творческое наследие автора первого в украинской литературе социально-психологического романа, писал о том, что с появлением романов и повестей Панаса Мирного в «украинскую художественную прозу хлынула наводнение народной жизни со всем разнообразием человеческих характеров...».
Да, Панас Мирный свою жизнь связал с жизнью народа, свои произведения посвятил эмоционально богатому миру простых людей. Стремление исследовать закономерности народной жизни привело писателя к жанру большого эпического произведения, который и дал возможность Афанасию Яковлевичу сосредоточить внимание читателя на основной проблеме времени - поисковые идеала в противоречивом обществе.
Кто главный герой романа? Безусловно, народ. И на фоне народной жизни четко вырисовываются фигуры Мотри, Чипки, Максима, Гали и других героев, образы которых автор показывает в развитии. Каждый из них имеет свой идеал, свой выбор в жизни.
Матрена не знала счастья в жизни ни до замужества, ни тогда, когда вышла замуж и родила сына. Она юридически свободная, но в мире несправедливости теряет любые возможности для личного счастья.
Матрена любит землю. ее идеал - самоотверженный труд на земле. Как радовалась она, когда-ей досталось «десять дней поля». Земля окрылила женщину, вселила надежду. И острым ножом в сердце ударила неправда - отобрали ту долгожданную «кормилицу». А дальше беда за бедой: пьянство Корточках, пытки его солдатами... И сердце матери начало бунтовать... и ненавидіти. ей показалось, что в беде виноваты и москали, и односельчане, и власть.
На мгновение Господь призрел на Матрену: Цепкая взялся за ум. И материнское счастье было мгновенным: водка снова «заливает глаза» сыну. Мотря аж почернела от нового горя. Она возмущена поступками Корточках, однако ей болит его бесталанности.
С психологической убедительностью мотивировано последний шаг женщины. Она, как я уже говорила, готова отдать все ради сына. И, не выдержав кровавых разбоев, сама разоблачает его преступление. Такие действия матери оправданы логикой развития образа. Совесть (мать выбирает именно ее!) не позволяет молчать: совесть наказала преступление и преступника, который был ее сыном.
Цепкая, сын Метре, всю свою жизнь стоял перед проблемой выбора: добро или зло, честность или обманутость, правда или ложь, любовь или ненависть.
Сын обманутой крепостной, Цепкая вырос в атмосфере унижения и недоброжелательности. Из усадьбы Бородая он вынес в своем сердце ненависть к тем, кто все имел в жизни. 1 уже позже, осмыслив все, что его окружало, хочет отомстить обидчикам за нанесенные боли.
При других условиях Цепкая мог бы стать хозяином, настоящим земледельцем, любящим сыном, любимым мужем, ведь парень имел глубокий ум, был до всего любознательным (бабушкины сказки расширяли кругозор мальчика), хотел как можно больше знать. И не смог в том окружении применить свои способности, не смог стать настоящим человеком. Не желая мириться с тогдашними законами, Цепкая начинает бунтовать. И хоть его тропа кривая, и хоть он скатился по той тропе (низко падал, поднимался и снова падал) к самому страшному - убивал не только тех, «кто звался господином», но и простых крестьян - и не виновата в том Мотря. Социальные условия, враждебное окружение изуродовали Цепкую, растоптали его. Самое страшное, мне кажется, в жизни парня не то, что он потерял идеалы. Главное - потерял веру в справедливость, в человечность. Грабежи, убийства сводят на нет его протест, а смерть невинных людей страшным клеймом заплямовує Цепкую. С «правдоискателя» он превратился в уголовного преступника. Неумение найти истинные пути борьбы сделали его «пропащей силой».
Искал идеалов в жизни и Максим. Панас Мирный изображает его здоровым, сообразительным, физически сильным. Однако социальные условия в его лице сформировали еще один тип «пропащей силы».
Максим имел прекрасную душу, которая рвалась настоящего дела, молодые силы желали широкого пространства. Он был «пылкий, как порох, смелый, как голодный волк». И горькая судьба солдата, где «учили, чтобы бить, били, чтобы учить», убила идеалы Максима. Казарма сломала нетривиальную силу. Водка, к которой он привык, требовала денег, а их солдат не имел, поэтому и начал грабить гражданское население. Максим не нашел разумного применения своей энергии, и он пошел путем пьяницы и грабителя.
На примере Максима Панас Мирный доказал, что в условиях постоянных притеснений и издевательств над человеком формируется тип повесы, который напрасно тратит здоровую силу и энергию, уйдя извилистыми дорогами.
Галя - жена Корточках. В начале романа автор называет ее «полевой» царевной. Она, я думаю,- обобщающий образ украинской национальной красоты, украинского менталитета. Девушка стремится к личному счастью. Искренне любя Цепкую, желает ему добра. И, к сожалению, девушка выбирает себе страшный путь. Когда Цепкая збочився, стал на путь разбоя, она не могла этого пережить и покончил жизнь самоубийством.
Говорят, человек - кузнец своего счастья. А счастье - это жизнь в соответствии с идеалами. Может ли человек сам ковать свое счастье, независимо от тех условий, в которых она живет? Это трудный вопрос. Ответа однозначного быть не может. Так или иначе окружающая среда довлеет над человеком и имеет влияние на ее жизнь, выбор заветной тропы к счастью.
Однако герои романа полюбились мне. И так хочется, чтобы произошло, как в сказке, чудо, чтобы эти герои пришли ко мне, поговорили со мной. Кажется, помогла бы им в их колебаниях, помогла бы разобраться в жизни.
Но все это только мечты.
|
|