Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



НИКОЛАЙ БАЖАН
ГОФМАНОВА НОЧЬ



По рубленых ступенях -
в пропасть, в яму, в тьму,
По рубленых ступеням, по лестнице обважнілих,
И по обвисших, висклизаних склонах -
В брухатий погреб, в заброьохану корчму.
В корчму без вывески, без названия и наименования,
В корчму бешеных бюрґерів, голодных бродяг,
В корчму фантастов, извозчиков и шлюх,
В корчму отвратительного и позорного вдохновения.

Разинув она, закопанная в земле,
Языков кислый рот пьяниц, где, словно зубы трухлі,
Торчат свечи, проливая желтоватый жир
На стол дубовый и толстые кружки.
Языков кулаки бубняві и круглые,
Словно яблоки тяжелые, плоды добра и зла,
Лежат на выпученных, на крепких столах
Налляті оливом, вином и туком кружки.
Скрипят, вискрипують, блестят столы,
Вином закаляні и залапанные пальцами.
Зловонный тук шипит в окапинах,
Что со свечей медленно поплыли.
Важно правится тайный обряд
Банкетов виспрених, задумчивых пьянок,
Где каждый из пьяниц - философ и фанатик,
Лунатик и брат, Серапіонів брат.

Здесь тысячи часов, здесь тысячи ночей
Хохочет и пьет ехидный Амедей,
Поэт злых слов и произвольных измышлений,
Король нічих, торжественно-сумасшедших
И похоронных ассамблей.
Вот он сидит, этот куцый Мефистофель,
Недобрых учт мрачный бенкетар.
Ах, что ему жінчиних шлепанцев,
Врядовницьких чинов и орденов, и распрей!
Глотает молча дым, вино скользкое и слюну,
Заостренную, словно обнаженный нерв, бровь,
Как будто сласний кот тощую и похотливую спину.
То же он - гигантский кот, подобострастно сладкий,
То же он, - расстроен воображением маньяк,
В группе развратников, поэтов и кривляк
Сидит с лицом дьявола и девственницы.
То же он, - гигантский кот, хороший котик Мур,
То же он гнет спину и выпускает когти
И тут в слепой корчме, в нуднім камергерихті.
В водовороте кішл, в мгле магистратур.
Театр уродов, театр пьяных калек -
Он одкривається для мечтателя и фантаста,
И презрительно бровь изгибается зубчатая,
И в десны бьет распущенный язык.
- Я не пьян! Как смертник тот, я щедрый!
Хозяин, свечей! Хозяин, огня!
Хозяин, вина! Нам сахара, спирта и цедры...
Виват, поэзия! Так выпьем же за нее!
Поджигай спирт! Святое аутодафе,
Где спирт пала, как христианские души...
Кричите, захваченные клікуші,
В берлинському кощунственно кафе!
Шумує стайный пунш, и развеваются огне,
Голубые язычки підплигують вверх
В лункім, как брюхо, и блискучім казани.
- Господа, пунша Теодору!
Вдохновение и истина в вине...
И словно костер тайних инквизиций -
Холодная зарево горячего вина.
- Так что же, черпаймо из котла,
Из толстого котла адской водице!
Парят и шумят ядовитые пугарі,
И огоньки стоят, как пальцы сяйні и синие,
А над людьми кружат вверху
И лиры во тьме, и дым, и тени.
Розплившися, плывут в его больном воображении
Красные фонари зашареных лиц;
Трогается карнавал фантасмагорий,
Бушуют молнии страшной-это оазис тишины,
Роты проваливают, розтявши губы лезвием,
И кошачьи слова по кручам фразы в безумие,
Как будто в пропасть круглые валуны.
Встает огонь, я столб, встает, как столб, кутерьма,
Как столб и стон, - над старым столом.
- Я в смерти еще раз хитро выдрал
Кипучую ночь с вдохновением и вином.
Кладу на плечи ночь кипучую,
Как крест позора, как черный слуп.
И труп, свой собственный, бедный труп,
Языков некрофил, ґвалтую мучаю.
В позоре, огиді, шали и тряске
Приказываю я призракам-словам:
Из пропастей сознания, из самых глубоких человеческих ям
Вы пауками тихими вылезайте!
Как пауки пухлые и осклизлые,
В тельце неся ядов скупой волдырь,
Ползите из щелей проламаної мысли,
Чтобы я, поэт, святоха и блюзнір,
Положил вас трупами на испуганный бумага,
Чтобы череп треснул, и оттуда, из черных дыр,
Уродливые мечты вистромляли ссальця.
Тогда перо, как крик, накидывается в пальцах
На лелеемый, заплаканный бумага...
Так избавь же, скрипучий манускрипте,
Жгучую порохню с сандалий сатаны!..
Братья! Вина! Вина мне насыпьте!
Пусть кипят опять бурные котлы!
Пусть гугонять ключи напряженно и густо,
Прозористі янтарные ключи...
Приходи! Жду ночью
На тебя, творческая опорочена розпусто!
Сердитое сердце рвет на цепи, -
На цепи, проклятый волоцюго!..
И бокала берет из рук старого друга,
Чтобы потушит сухую свою жажду.
Кричат розмовинки. А он стоит и слуха,
Стоит и смотрит бешеный Амедей.
Словно краб, цепляется колкий удушье
В голое горло уставших людей.
Решившись банкета край положить,
Обессилев от слов и от вина,
Просмолений, тягучий, черный квастер
Внимательно в горсти мокрой розмина.
Еще в казани волнуется зарево,
И тихая тьма растет и шепчет круг стола.
Заспанная служанка небрежно принесла
В картузах табак жирный и кудрявый.
Плывет вихлястий дым из фаянсовых трубок,
И длинные чубуки рычат, уже захрипши.
Минуты молчаливые, найлюбші и лучшие
Минуты вялых желаний, спутанных мыслей.
Приложив к ртов люльки, словно кларнеты,
Струю из черенков высасывают вкусную
Утихомирені, задумчивые поэты.
О, музыко трубок, кантаты табака,
Взлетев вверх струй голубые пируэты!
- Ах, ах! Довольно слов, вдохновений, верзінь и смерти!
Он не страшный - немецкий добрый черт!
Где ноты, Гофмане? Где Глюкові концерты?..
Музикусе, нас ждет клавикорд...

Аккорд бы стистнути этим бледным рукам,
Чтобы наливался звук и стенався композитор!
И он встает, и стелит верный ветер
Ему под ноги, словно флаги, дым.
Кладет свою руку мохнатую
На белые челюсти успокоенных клавиш.
И бьет двенадцать раз. Сжимаются щільніш
Два черных пальцы циферблата,
Языков действуя ночную посвящение
Серапіоновому брату,
Обмакнув в пучки время, в свяченый время и тиш.
- Господа, пора уходить. Подайте-ка плащи!
Не будем, друзья, слишком романтические...
- На улице дождь...
Скрипят опять дожди,
Как над бумагой пера щепетильны.
Старый Берлин расписывают дожди
Готическим почерком, рясой капель острых...
И сквозь колючий дождь, как сквозь густые кусты,
Кто проберется, преодолев страх?
То советник Гофман по лужам човга,
Підплигуючи, идет и бредит в полусне,
А улица за ним, как гамма ровная и длинная,
Плывет, кружась, притихши в дали.
Плоские площади заросли дождем,
Струмким кустом дождей глухих и неподвижных,
И над пьяницей, безумцем и художником,
Шатается, как звук, их измеренный взмах.
Ах, колоннады тонкостеблих струй,
Ах, дождь причудливый - в проемах и стрелах,
Хитайся и взлетай, хитайся и злись,
Круши в треугольничек знакомого боковой стены!
Знакомый дом, где женщина и теплая грелка,
Знакомый дом с ящичками комнат,
Колпак ночной, хлопчатобумажный халат,
Дородная печка, и приятный чад
Из медного давно прокисшего кадилка...
- Амеліє, ты спишь? Амеліє, - и где же ты?
Иди дверь открой, ибо трижды стучал кто-то...
Это, Амеделю, ты? Приплелся наконец?
Скидывай-ка туфли, грязи не наноси...
И, туфли кладя в печку, чтобы протряхли,
Смеется Амедей задумчиво себе,
И улыбаются с глазурованной плитке
Рожеволиці рыцари и девицы голубые,
И черевань, розцвічений в блойвас и цинобру
(Обливная идиллия голландских каменщиков),
К себе прижимая свою любовницу хорошую,
Тоже вежливо улыбнулся и мечтательно потерял сознание.
Фламандская ночь распаренная, в цветах,
пташках и бантах,
Языков девка угодована, паруючи, стоит.
Полива жирная топится, гладкие блестят драбанти,
Червец на них блестит, зелинка и лазурь.
Скрипит пол медленно, скрипят двери хромые,
И Гофман - в приюте своих будничных чар,
Где на пузатом старом секретере -
Перо крылатое и сыт чернильницу...

1929. ПОЭЗИИ. Киев, "Книгоспілка", 1930.