| 
 
  По рубленых ступенях -  в пропасть, в яму, в тьму, По рубленых ступеням, по лестнице обважнілих, И по обвисших, висклизаних склонах - 
В брухатий погреб, в заброьохану корчму. В корчму без вывески, без названия и наименования, В корчму бешеных бюрґерів, голодных бродяг, В корчму фантастов, извозчиков и шлюх, В корчму отвратительного и позорного вдохновения.  
 Разинув она, закопанная в земле, Языков кислый рот пьяниц, где, словно зубы трухлі, Торчат свечи, проливая желтоватый жир На стол дубовый и толстые кружки. Языков кулаки бубняві и круглые, 
Словно яблоки тяжелые, плоды добра и зла, Лежат на выпученных, на крепких столах Налляті оливом, вином и туком кружки. Скрипят, вискрипують, блестят столы, Вином закаляні и залапанные пальцами. 
Зловонный тук шипит в окапинах, Что со свечей медленно поплыли. Важно правится тайный обряд Банкетов виспрених, задумчивых пьянок, Где каждый из пьяниц - философ и фанатик, Лунатик и брат, Серапіонів брат.  
 Здесь тысячи часов, здесь тысячи ночей Хохочет и пьет ехидный Амедей, Поэт злых слов и произвольных измышлений, Король нічих, торжественно-сумасшедших И похоронных ассамблей. Вот он сидит, этот куцый Мефистофель, 
Недобрых учт мрачный бенкетар. Ах, что ему жінчиних шлепанцев, Врядовницьких чинов и орденов, и распрей! Глотает молча дым, вино скользкое и слюну, Заостренную, словно обнаженный нерв, бровь, Как будто сласний кот тощую и похотливую спину. 
То же он - гигантский кот, подобострастно сладкий, То же он, - расстроен воображением маньяк, В группе развратников, поэтов и кривляк Сидит с лицом дьявола и девственницы. То же он, - гигантский кот, хороший котик Мур, 
То же он гнет спину и выпускает когти И тут в слепой корчме, в нуднім камергерихті. В водовороте кішл, в мгле магистратур. Театр уродов, театр пьяных калек - Он одкривається для мечтателя и фантаста, 
И презрительно бровь изгибается зубчатая, И в десны бьет распущенный язык.  - Я не пьян! Как смертник тот, я щедрый! Хозяин, свечей! Хозяин, огня! Хозяин, вина! Нам сахара, спирта и цедры... 
Виват, поэзия! Так выпьем же за нее! Поджигай спирт! Святое аутодафе, Где спирт пала, как христианские души... Кричите, захваченные клікуші, В берлинському кощунственно кафе! Шумує стайный пунш, и развеваются огне, 
Голубые язычки підплигують вверх В лункім, как брюхо, и блискучім казани. - Господа, пунша Теодору! Вдохновение и истина в вине... И словно костер тайних инквизиций - Холодная зарево горячего вина. 
- Так что же, черпаймо из котла, Из толстого котла адской водице! Парят и шумят ядовитые пугарі, И огоньки стоят, как пальцы сяйні и синие, А над людьми кружат вверху И лиры во тьме, и дым, и тени. 
Розплившися, плывут в его больном воображении Красные фонари зашареных лиц; Трогается карнавал фантасмагорий, Бушуют молнии страшной-это оазис тишины, Роты проваливают, розтявши губы лезвием, И кошачьи слова по кручам фразы в безумие, 
Как будто в пропасть круглые валуны. Встает огонь, я столб, встает, как столб, кутерьма, Как столб и стон, - над старым столом. - Я в смерти еще раз хитро выдрал Кипучую ночь с вдохновением и вином. 
Кладу на плечи ночь кипучую, Как крест позора, как черный слуп. И труп, свой собственный, бедный труп, Языков некрофил, ґвалтую мучаю. В позоре, огиді, шали и тряске Приказываю я призракам-словам: 
Из пропастей сознания, из самых глубоких человеческих ям Вы пауками тихими вылезайте! Как пауки пухлые и осклизлые, В тельце неся ядов скупой волдырь, Ползите из щелей проламаної мысли, Чтобы я, поэт, святоха и блюзнір, 
Положил вас трупами на испуганный бумага, Чтобы череп треснул, и оттуда, из черных дыр, Уродливые мечты вистромляли ссальця. Тогда перо, как крик, накидывается в пальцах На лелеемый, заплаканный бумага... 
Так избавь же, скрипучий манускрипте, Жгучую порохню с сандалий сатаны!.. Братья! Вина! Вина мне насыпьте! Пусть кипят опять бурные котлы! Пусть гугонять ключи напряженно и густо, Прозористі янтарные ключи... 
Приходи! Жду ночью На тебя, творческая опорочена розпусто! Сердитое сердце рвет на цепи, - На цепи, проклятый волоцюго!.. И бокала берет из рук старого друга, Чтобы потушит сухую свою жажду. 
Кричат розмовинки. А он стоит и слуха, Стоит и смотрит бешеный Амедей. Словно краб, цепляется колкий удушье В голое горло уставших людей. Решившись банкета край положить, Обессилев от слов и от вина, 
Просмолений, тягучий, черный квастер Внимательно в горсти мокрой розмина. Еще в казани волнуется зарево, И тихая тьма растет и шепчет круг стола. Заспанная служанка небрежно принесла В картузах табак жирный и кудрявый. 
Плывет вихлястий дым из фаянсовых трубок, И длинные чубуки рычат, уже захрипши. Минуты молчаливые, найлюбші и лучшие Минуты вялых желаний, спутанных мыслей. Приложив к ртов люльки, словно кларнеты, 
Струю из черенков высасывают вкусную Утихомирені, задумчивые поэты. О, музыко трубок, кантаты табака, Взлетев вверх струй голубые пируэты! - Ах, ах! Довольно слов, вдохновений, верзінь и смерти! 
Он не страшный - немецкий добрый черт! Где ноты, Гофмане? Где Глюкові концерты?.. Музикусе, нас ждет клавикорд...
  Аккорд бы стистнути этим бледным рукам, Чтобы наливался звук и стенався композитор! 
И он встает, и стелит верный ветер Ему под ноги, словно флаги, дым. Кладет свою руку мохнатую На белые челюсти успокоенных клавиш. И бьет двенадцать раз. Сжимаются щільніш Два черных пальцы циферблата, 
Языков действуя ночную посвящение Серапіоновому брату, Обмакнув в пучки время, в свяченый время и тиш. - Господа, пора уходить. Подайте-ка плащи! Не будем, друзья, слишком романтические... - На улице дождь... 
 Скрипят опять дожди, Как над бумагой пера щепетильны. Старый Берлин расписывают дожди Готическим почерком, рясой капель острых... И сквозь колючий дождь, как сквозь густые кусты, 
Кто проберется, преодолев страх? То советник Гофман по лужам човга, Підплигуючи, идет и бредит в полусне, А улица за ним, как гамма ровная и длинная, Плывет, кружась, притихши в дали. 
Плоские площади заросли дождем, Струмким кустом дождей глухих и неподвижных, И над пьяницей, безумцем и художником, Шатается, как звук, их измеренный взмах. Ах, колоннады тонкостеблих струй, Ах, дождь причудливый - в проемах и стрелах, 
Хитайся и взлетай, хитайся и злись, Круши в треугольничек знакомого боковой стены! Знакомый дом, где женщина и теплая грелка, Знакомый дом с ящичками комнат, Колпак ночной, хлопчатобумажный халат, Дородная печка, и приятный чад 
Из медного давно прокисшего кадилка... - Амеліє, ты спишь? Амеліє, - и где же ты? Иди дверь открой, ибо трижды стучал кто-то... Это, Амеделю, ты? Приплелся наконец? Скидывай-ка туфли, грязи не наноси... 
И, туфли кладя в печку, чтобы протряхли, Смеется Амедей задумчиво себе, И улыбаются с глазурованной плитке Рожеволиці рыцари и девицы голубые, И черевань, розцвічений в блойвас и цинобру 
(Обливная идиллия голландских каменщиков), К себе прижимая свою любовницу хорошую, Тоже вежливо улыбнулся и мечтательно потерял сознание. Фламандская ночь распаренная, в цветах,  пташках и бантах, 
Языков девка угодована, паруючи, стоит. Полива жирная топится, гладкие блестят драбанти, Червец на них блестит, зелинка и лазурь. Скрипит пол медленно, скрипят двери хромые, И Гофман - в приюте своих будничных чар, 
Где на пузатом старом секретере - Перо крылатое и сыт чернильницу...
  1929. ПОЭЗИИ. Киев, "Книгоспілка", 1930.
 
  | 
 
 |