Наконец утвердилось государство, Украина преодолела
перекресток эпох, твердо стала на путь цивилизованного развития, планомерно и
неуклонно переходит к новым формам общественной жизни. Последовательно и мужественно шел
сквозь века до этого славного события украинский народ, во имя свободы он жертвовал
всем: куском тяжело заработанного хлеба, семейным спокойствием и своей жизнью. Во имя
независимости отсоединился и с оружием в руках вставали на защиту своей земли от многочисленных
поработителей. Однако до этого момента - образование государства - Украина шла очень
трудным и долгим путем, и, может, если бы не ее певцы-кобзари, лирники, поэты, - не
стала бы Отечество независимым, остались бы, как раньше, при царизме,
Малороссией.
Первым, кто сказал о ней
как про Украину, кто воспел ее, оплакал и омріяв, был Великий Тарас, он
пробудил народ он тяжелого сна, поднял его на борьбу за свободу, достоинство, за
право быть государственным народом. Тарас Григорьевич, не имея собственной семьи, представлял
будущую Украину как большую дружную семь’ю народов, о чем написал в своем «Завещании»
потомкам:
...И меня в
семь’й
большой,
В семь’й вольной, новой,
Не забудьте
пом’янути
Незлым, тихим
словом.
Украина в творчестве Великого Кобзаря - это прежде всего свободолюбивый народ,
героическая борьба, душевная красота поборников свободы.
Шевченко беспокоило то, что украинцы отрекаются от своей Родины, пренебрегают
языком, культурой; он стремится привлечь народ украинский к глубокому изучению
своей истории:
...да и
спросите
Тогда себя: что
мы?
Чьи сыновья? Которых
родителей?
Кем? За что
щакуті?
Мы по праву гордимся, что у нас был такой настоящий патриот и пророк,
который увидел новую Украину. Об этом в стихотворении «Исаия. Глава 35» звучит
мнение:
...Бог судит,
спасает
Довготерпеливих...
...убогих. И
дань
Ворам по
злая.
Итак, народ, который так много терпел, направляется Богом к новогу пути,
на котором уже не будет бедных и нищих, а будут новые люди новой
земли.
Тарас Григорьевич Шевченко мечтал о большой Украину, ее величие он усматривал в
величия красоты, неповторимости, в величии одухотворенности, пам’яти народной, которую нельзя стереть. Или такой она
представлялась Кобзарю, какой есть сейчас? Не нам судить об этом. Однако в современной жизни
и в Его мечтах неоспоримо общее: мы сумели сохранить память
народную, сохранили нашу калинову мову, которая является генетическим кодом будущего
нации, освященным высокой духовностью:
Боже великий,
единственный!
Нам Украину
храни!
Свободы и света
лучами
Ты ее
осенью...
(О.
Конисский)