Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Сюрреализм (tpp.surrealite - надреальне, сверхъестественное) - авангардистское течение, которая возникла сначала в литературе, затем распространилась на живопись, скульптуру и другие искусства. Впервые этот термин употребил французский поэт Г.Аполлінер к одному из своих произведений, вкладывая в него значение "нового реализма"'. С как имманентное явление формировался на основе дадаизма, питался философскими источниками інтуїтивізму (А.Бергсон), фантазийного мышления (В.Дільтей) и фрейдизма (3. Фрейд), особую роль отводя в творческой деятельности подсознательном и бессознательном, реализованном через приемы автоматического письма, правила случайности, сновидения и т.д. Началом этого течения считается 1924, когда появился журнал "Сюрреалистическая революция" и получил огласку написан А.Бретоном манифест сюрреализма, в котором высказывались надежды, что якобы открывается новый путь полного освобождения искусства от знедуховленої действительности через сферу "сверхреального", призванную не только обновить художественную деятельность, но и жизнь, а в будущем - совместить бинарные оппозиции природы и "сверхъестественного". В следующем манифесте уже говорилось об актуализации мистически-оккультных тенденций в пределах течения (1929), что вызвало необходимость корректировки такого взгляда со стороны сторонников С, проделанной поэтом Р.Десносом (1930). Эстетическую платформу С. разделяли п. элюар, Л.Арагон, Ф.-Г.Лорка, П.Неруда и др. Особое распространение она приобрела в живописи (М.Ернст, І.Тангі, Р.Магрітт, П.Дельво и др.), наиболее полно раскрывшись в виртуозных полотнах С.дали. Позже С. испытал глубокого размежевания и трансформации, переходя на поприще дизайна, декоративного искусства и т.п. В украинской литературе С наиболее ярко проявился в творчестве Б.-І.Антонича, который испытал свой неординарный талант в аспектах многих тогдашних модернистских и авангардистских течений, не узалежнюючись от одной. Его сборник "Ротации" (1938) обогатила нашу лирику энергичными сюрреалистическими видениями. Среди современных поэтов признаки С. наиболее присущи представителям объединения украинских писателей "Слово" (В.Барка, О.Зуєвський и др.) и "киевской школы" (В.Голобородько, М.Воробйов и др.). Наиболее полно возможности этого стиля раскрылись в творчестве Эммы Андиевской, Б.Бойчука, Б.Рубчака, Ю.Тарнавського и др., принадлежащих к "нью-йоркской группы".